учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 165» г. Чебоксары
Блинова Светлана Вениаминовна,
учитель-логопед,
Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке лишь благодаря силе хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (гуление, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи. В связи с этим, одной из актуальных задач учителей - логопедов является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
Традиционно, при коррекции произношения звуков, логопеды используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.
Расширить спектр решаемых коррекционных задач в ходе логопедического занятия можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Как учителей-логопедов нас заинтересовало новое и интересное направление коррекционной работы - биоэнергопластика.
Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект, «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий, «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей можно использовать различные игровые персонажи, перчатки, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание ребенка привлекается к одновременности выполнения артикуляционных упражнений и движений кисти руки. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает пять этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
На первом (диагностическом) этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции. После него подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.
На втором (подготовительном) этапе ребенка индивидуально знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, и ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.
На третьем (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.
На пятом (заключительном) этапе учитель-логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения и сопровождает движениями обеих рук.
Приемы биоэнергопластики можно использовать на утренней гимнастике (1,5 – 2 минуты), на фронтальных занятиях (2 – 3 минуты), индивидуальных, чередуя в зависимости от этапов работы и тематики занятия.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Таким образом, применение биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи эффективно ускоряет исправление дефектных звуков. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением этого метода. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей.
Предложенный метод может использоваться не только логопедами, воспитателями, но и родителями, так как в результате проделанной работы они активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш., Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2009
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С., Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: Детство-Пресс, 2011
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.- М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999