Высшая школа делового администрирования
Конференции

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ

Косинова Анастасия Павловна,
педагог-организатор
Косухина Ирина Викторовна,
методист
Котарева Наталья Ивановна,
методист
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
г. Старый Оскол
Изучение государственной символики в образовательных учреждениях формирует патриотические чувства подрастающего поколения. В статье рассматривается роль государственной символики в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения, через проведение познавательных игр.
В настоящее время, одной из главных и приоритетных задач общества – приобщение подрастающего поколения к Государственной символике Российской Федерации. Патриотические чувства формируются в процессе всей его жизни, начиная с самого рождения. Сначала это чувства любви к своей семье, затем к школе, родному городу, природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, который уважительно относится к символике своего государства, малой родины – флагу, гимну, гербу. Задача любого педагога, как в учреждении дополнительного образования, так и в школе, состоит в том, чтобы помочь учащимся наиболее полно понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Одной из актуальных тем воспитательной работы в образовательном учреждении являются темы, связанные с государственной символикой страны - Российской Федерации и своего края в частности. Учитывая роль символов в жизни современного общества, подготовка и проведение мероприятий, посвященных главным атрибутам государственности, открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в воспитательной деятельности образовательных учреждений, объединение педагогов, учащихся, их родителей и общественности.
Одной из задач дополнительного образования является поиск новых форм по воспитанию гражданско – патриотических чувств подрастающего поколения.
В МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» проводятся мероприятия направленные на формирования патриотических чувств, посредством изучения государственных символов в игровой форме. Одно из таких мероприятий - познавательная игра «Три цвета флага», посвященной Дню государственного флага Российской Федерации. Задачи познавательной игры способствовать развитию интереса учащихся к Государственной символике и историческому прошлому и настоящему России, сформировать представления учащихся о Государственном флаге Российской Федерации, воспитать у учащихся чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине и могуществу Российской державы. Игра рассчитана на младший школьный возраст.
Вначале игре рассматриваются следующие вопросы: история появления Государственного флага, государственные символы РФ. При знакомстве с флагом акцентируется внимание на форму и цвет государственного символа: «Государственный флаг РФ это прямоугольное полотно, которое состоит из трех горизонтальных полос: первая сверху – белая, далее синяя, а затем красная. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу». Активизировать познавательную деятельность участников мероприятия, можно задавая вопросы: «Где вы видели изображение герба и флага России? На каких предметах их можно увидеть?».
При знакомстве с Гимном РФ с учащимися читаем текст Государственного Гимна РФ, используя технологию «смыслового чтения».
Продолжение игры «Три цвета флага» - викторина, которая проводится тестовой форме. На каждый вопрос предлагается четыре варианта ответа, один из них является верным. Здесь участники закрепляют свои знания и полученную в ходе мероприятия информацию по государственной символике Российской Федерации.
Еще одним мероприятие с использованием Государственной символики в МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» –познавательная викторина «Под флагом Белогорья», посвященная Дню флага Белгородской области. Краеведческое образование одно из приоритетных направлений в Белгородской области и включено в его региональный компонент.
Цель данного мероприятия - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии.
В познавательной викторине идет экскурс по региональным атрибутам -Флагу, Гербу Белгородской области, гербам городов и районов. В заключении учащиеся отвечают на вопросы по данной тематике. Работа с использованием регионального компонента является наиболее результативной в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Содержание тематических мероприятий призвано обеспечить формирование у учащихся высокой гражданской позиции, сохранение исторической преемственности поколений, воспитание у них чувства ответственности и долга перед государством.
Список литературы
1.         Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 411 с.
2.         Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. 2006. №5. С. 4–7.
3.         Козлова Т. В. Патриотическое воспитание младших школьников на основе усвоения знаний о своей Родине и родном крае // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. №24. С. 664–666.
4.         Попова, А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. 2007. №2. С. 39–43.
5.         Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
Январь 2022