Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Сенина Александра Вячеславовна
Пугачева Татьяна Викторовна
Воспитатели
МАОУ №210 Ладушки
Г.Тольятти
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Но современные дети играют очень мало, потому что взрослые почти не оставляют времени на игры как таковые, заменяя и вытесняя их обучающими и развивающими занятиями, и потому что дошколята не в силах сами завязать, развить и развязать сюжет. В результате игра таких детей не ладится без помощи и вмешательства взрослых.
Дети, которые в своё время "не доиграли", испытывают трудности с усвоением учебной деятельности и социализацией. Дошкольник, наигравшись вдоволь, способен плавно перейти к учёбе и общению со сверстниками.
Обучающие и развивающие занятия не должны вытеснять свободные игры как таковые. В режиме ребёнка должно быть время свободной игры по утрам и вечерам, до и после занятий.
Виды игр
1. Игры по подражанию
2. Лечебные или терапевтические игры
3. Компьютерные и телефонные игры
4. Спортивные и дворовые игры
5. Сюжетно-ролевые игры
6. Видеоигры
7. Настольные и дидактические игры
8. Игры с игрушками и материалами для творчества
9. Подвижные и интеллектуальные игры
10. Игры на равных
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры должны преобладать над всеми остальными. В сюжетных играх старший дошкольник осознаёт социальные роли, что пригодится потом во взрослой и личной жизни. Сюжетно-ролевая игра вытекает из просто игры. И самая первая игра в жизни малыша – это игра по подражанию.
Игра по подражанию заключается в том, что младший дошкольник повторяет в игре за взрослым или его примером.
Вторая игра для малыша-это игра на равных. В игре на равных, в отличие от игры по подражанию, ребёнок не только повторяет за взрослыми, но и привносит что-то своё, проявляется элемент творчества.
Самая первая сюжетно-ролевая игра дошкольника "Семья", потому что она показывает реальную семейную модель, в которой ребёнок воспитывается, развивается, растёт и учится. Если взрослые посмотрят со стороны на его игру в "Семью", то могут узнать себя в некоторых моментах.
Лечебные или терапевтические игры
Одна из лечебных игр-"Экскаватор". Она помогает в профилактике плоскостопия, развитие моторики ног и физическому развитию детей.
Если ребёнок предпочитает играть только самостоятельно или только со взрослыми, то по отношению к дошкольнику либо полностью отсутствует внимание и забота взрослых, либо, наоборот, проявляется гиперопека.
Советы по подбору и покупке игрушек
В наше время в детском мире и игрушечных магазинах большое изобилие игр и игрушек. Однако это не всегда приносит пользу. Существует несколько советов по подбору и покупке игрушек и игр для детей
1. Если игрушек много, то следует их менять раз в три месяца.
2. Важно учитывать интересы ребёнка при выборе, подбору и покупке игр и игрушек. Однако они не должны повторяться
3. Машинка на верёвке помогает физическому развитию детей, а машинка с дистанционным управлением развивает моторику рук и пальцев.
4. Куклы, которые не разговаривают, более полезны, потому что развивают речь дошкольника.
5. Во время завязывания хода игры взрослым важно вовремя отступить и дать возможность продолжать игру самостоятельно
6. Ни в коем случае нельзя выбирать игру по своему усмотрению, даже если, по мнению взрослых, детские игры, в которые ребёнок любит играть, глупые, скучные, вредят его здоровью, поведению, психике и характеру.
7. Если дошкольник играет в игры с отрицательным или агрессивным сюжетом, то сам сюжет должен быть положительный и со счастливым концом, а сражения должны проходить с целью защиты, а не нападения.
8. Взрослым стоит переломить себя и сделать усилие над собой при неумении, нежелании или неприятии играть с детьми.
Игрушечное изобилие утруждает детей в выборе игрушек и игр. И пока ребёнок выбирает, во что поиграть, время игры кончается, и ему поиграть вообще не удаётся.
Спортивные, подвижные и дворовые игры
Дворовые компании и сообщества обучают детей подобным играм. Малыши учатся у больших и повторяют за ними все движения и манёвры.
Следовательно, свободная деятельность дошкольника помогает ему "поймать" вдохновение для игры.
И в заключение, ещё совет-правило для взрослых: ни в коем случае нельзя ругать и наказывать дошкольника за разбросанные игрушки и беспорядок. Тем более, когда он создаются в результате бурной фантазии и увлекательного игрового процесса дошкольника.
Январь 2022