Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Гавриленко Елена Викторовна
Воспитатель
ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат
Пермского края», Г.Пермь
Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается cиcтема ценностей. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества.
Проблемой современного образования стало то, что школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.
Поэтому ключевой идеей современной политики образования России выступает идея развития. Для ее осуществления необходимо достичь таких целей, как:
1.создание необходимых условий для развития личности;
2. запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
3.превращение образования в действенный фактор развития общества.
4. преемственность образования.
Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.
В формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация своего рода диалога различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.
Предметно-развивающая среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.
Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.
Актуальность данной работы состоит в решении проблем подготовки школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Объектом является: процесс обучения детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: деятельность детей в образовательной среде класса.
Цель: - выявить, обосновать и подтвердить на практике роль образовательной среды для развития личности младшего школьника, его способности к самореализации и самосовершенствованию.
Задачи:
1.         Проанализировать требования ФГОС в НОО к образовательной среде.
2.         Изучить и проанализировать литературу и интернет источники по данной теме.
3.         Проанализировать образовательную среду своего класса, выявить ее соответствие требованиям ФГОС, а также использование учителем средств образовательной среды.
4.         Включить средства образовательной среды в педагогический процесс, сделать выводы о целесообразности данной работы
Методы работы:
1.         Наблюдения
2.         Беседа
3.         Синтез
4.         Анализ психолого-педагогической литературы
5.         Статистические математические системы
6.         Моделирование
Сегодня можно с уверенностью говорить, что образование является сложным культурным процессом, личностно-ориентированной культурной деятельностью, а система образования является системой условий для личностного становления, культурного саморазвития.
Образовательная среда начальной школы должна стать не только обучающим, но и развивающим и социализирующим пространством, которое:
-обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;
-гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- является дружественной по отношению к обучающимся и педагогам.
Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и выстраивая образовательную среду, школа формирует тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректирует и профессиональную деятельность учителя.
Образовательная среда делится на следующие компоненты
Социальный компонент образовательной среды
Социальный компонент образовательной среды содержательно соответствует такой характеристике «школьной среды» как «человеческий фактор», к которому им отнесены пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся, учителей и т.п
Социальный компонент образовательной среды несёт на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации – то есть комплекса социально ориентированных потребностей.
Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей.
В технологический компонент входят:
1.         содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость);
2.         деятельностная структура образовательного процесса;
3.         стиль преподавания;
4.         характер социально-психологического контроля;
5.         кооперативные или конкурентные формы обучения.
Технологический компонент образовательной среды может проектироваться и организовываться в локальной образовательной среде на базе разработанных на сегодня и создающихся систем развивающего обучения и образования
Предметно-пространственный компонент. Предметно-развивающая среда.
Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.
В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:
- многофункциональность помещения;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов нашей школы имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона Учебная (коррекционно- развивающая)
Информационная зона -
игровая зона -
Зеленая зона -
Санитарно-гигиеническая зона
Зона исследования
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда, обеспечивает целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия учащихся. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка
образовательная среда начальной школы представляет из себя ряд взаимосвязанных компонентов: социальный компонент, технологический, информационный и предметно-пространственный компонент.
Социальный компонент образовательной среды является важным для психологического комфорта учащихся.
Наблюдая за общением учащихся своего класса ГКБОУ «Общеобразовательная школа- интернат Пермского края», следует сказать, что проблемы общения между школьниками порой усиливаются. Одноклассники могут не соглашаться друг с другом, спорить до обидных слов. Кто-то будет мешать на уроках остальным ученикам или на переменках носиться и толкать всех подряд.
Чтобы у младших школьников не возникло проблем в общении со сверстниками, педагог обращается к родителям с предложениями:
помочь ребенку влиться в коллектив
не торопиться забирать ребенка сразу после уроков
поощрять желание ребенка общаться с одноклассниками
интересоваться его школьными и внешкольными делами.
уделять ребенку побольше своего времени. Вместе выходить на прогулки, ходить в театр и в кино. Я проводила с детьми игры, формулирующие навык бесконфликтного общения: «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок» и др игры направленные на снятие конфликтности «Ссора», «Примирение» и др.
Характеризуя технологический компонент образовательной среды моего класса, можно отметить, что я использую нетрадиционные формы занятий, такие как занятие - экскурсия, урок – соревнования. Применяю методы и приемы различных развивающих образовательных систем. На занятиях использую интерактивную доску и проектор.
Интерактивная доска позволяет ускорить темп занятия и вовлечь в него всю аудиторию, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все обучающиеся (вне зависимости от успеваемости) на занятии с применением интерактивной доски начали проявлять активность. Наглядность электронных интерактивных досок – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы со слабослышащими детьми, она целиком увлекает их, помогает принять учебный материал быстрее и понятнее.
Работоспособность обучающихся обеспечивалась за счёт высокой плотности занятия и применения инновационных методов обучения
Предметно-развивающая среда в начальной школе ГКБОУ «Общеобразовательная школа- интернат Пермского края».
Я определила цель работы кабинета:
обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.
Задачи кабинета:
1.         Создать комфортные санитарно-гигиенические условия,
2.         Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий
3.         Систематически обновлять стендовые материалы кабинета
4.         Содействовать формированию эстетической культуры личности.
В кабинете выделяются следующие основные зоны:
1) Учебная-коррекционно- развивающая зона которая включает в себя:
2) Информационная зона включающаяся в себя:
3) Игровая зона:
4) Зеленая зона:.
5) зона гигиены:
6) зона исследования
Предметно-коррекционно-развивающая среда кабинета способствует художественно-эстетическому, познавательному развитию детей и позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Использование образовательной среды как фактора, способствующего развитию интеллектуальных, коммуникативных способностей детей
Сегодня в нашей школе- интернат кабинет – это не только учебная аудитория для занятий в первой и второй половине дня, это мультимедийный центр, библиотека.
Ученики моего класса -ребята 9-11 лет, возраст, который имеет свои психологические особенности. В 11 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения.
У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.
Увлечь интересным делом и сплотить ребят класса мне помогли игры и упражнения)
-комплимент
- похвали себя
- интуиция.
при организации занятия и определения темы и цели, через загадки и иллюстрации, а так же проблемные вопросы.
Занятия по теме «Природа - наш дом», «Разнообразие животных», «Аквариум – маленькая искусственная экосистема».
На занятиях использовались:
- репродуктивные методы;
- задания поискового характера;
- метод наглядности;
- метод контроля и самооценки.
Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения младшими школьниками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
В информационной зоне расположены стилизованные стенды: «Творчество детей», «Моя Родина – Россия», «Информация», «Краеведение», классный уголок. Они не только украшают классный кабинет, но и несут информацию, важную для развития личности и формирования классного коллектива. способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка.
Таким образом, информационная зона – это не только способ показать детям символы нашей Родины, правила поведения и плакаты по определенным предметам, но и способ развить в них творческий потенциал, стремление к развитию своих талантов и повышению своих знаний не только на уроках, но и во внеурочное время.
Оформление выставок.
Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки. Все это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.
Задача выставки состоит в раскрытии конкретной формы в связи с современными насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным. Так и наша выставка, посвященная 9 мая не оставила равнодушным никого.
Данная выставка была проведена с целью создания поздравительных плакатов для ветеранов ВОВ. Реализуемыми задачами являлось развитие патриотизма у детей всей начальной школы (данная категория детей обучается в начальной школе 6 лет); развитие в детях истории Родины. Так же в классе была проведена выставка творческих работ детей с изображениями комнатных растений и рассказами о них. В выставке приняли участие все ученики класса.
Общаясь с растениями, мы питаем душу ребенка красотой, воспитываем в детях нравственные качества, любовь к природе, учим быть отзывчивыми, самостоятельными.
Таким образом, ставя перед детьми цель, изучить и рассказать одноклассникам об одном из комнатных растений, мы побуждаем каждого из учеников на более углубленное изучение того или иного растения: его внешнего вида, способа ухаживания за ним, его научное название. Дети учатся не только рисовать, но и представлять свою работу перед аудиторией.
Заключение:
Работа, проведенная в начальной школе ГКБОУ «Общеобразовательная школа – интернат Пермского края», показала следующее:
Образовательная среда начальной школы обладает значительным развивающим потенциалом: положительно влияет на физическое совершенствование и здоровье детей; способствовать реализации их творческих задатков и скрытых способностей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также успешно адаптирует к новым условиям жизни.
Создание образовательной среды позволяет успешно организовать учебно–воспитательный процесс.
Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Правильно организованная образовательная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона., исследования
Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.

Январь 2022