Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНКЛЮЗИЯ КАК СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Урус Оксана Андреевна,
воспитатель,
Соколова Наталья Анатольевна,
тьютор,
МБДОУ д/с №23,
г. Белгород
Основываясь на законодательную систему Российской Федерации об образовании, в России ведется долгосрочная реализация программы создания доступной и качественной образовательной среды для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ – инклюзия – система обучения, которая предполагает не только успешную реализацию детского потенциала, но и полноценную жизнь в обществе. Равные возможности для всех обучающихся, независимо от состояния здоровья – основной постулат системы.
Основными принципами инклюзии по Ермаковой Л.И., под которыми, как уверены авторы статьи, могут подписаться все специалисты, работающие в данной системе обучения, являются: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен думать и чувствовать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни. [1].
До недавних пор система инклюзивного обучения была принята в школьном образовании, но сейчас инклюзия уверенно шагнула и в систему дошкольного образования, т.к. болезнь, инвалидность не должна лишать ребенка главного – детства, общения со сверстниками и шанса получить необходимые знания и навыки. Это привело к тому, что все больше детей с ОВЗ «особой» категории – дети с РАС – становятся полноправными участниками системы обучения совместно с нормотипичными детьми с раннего дошкольного возраста (как правило, это дети от 3-х лет – средний возраст постановки диагноза РАС). Как мы знаем, основными проблемами детей с РАС являются качественные нарушения коммуникации, социального взаимодействия, вербальных способностей, ограниченное, повторяющееся стереотипное, другими словами называемое «нежелательным» поведение. Но, говоря об основных проблемах детей с РАС, мы не забываем, что эти показатели всего лишь «линейка» состояний, т.к. указанные характеристики могут варьироваться от более «спокойных» вариантов (синдром Аспергера) до наиболее тяжелых проявлений: отрешенность, непонимание чувств окружающих, гиперчувствительностью к комформу/дискомфорту, большое количество стереотипий, аффекты поведения и т.д. и т.п. [2]. Другими словами: «Знаешь одного аутиста - не знаешь ни одного».
С каждым годом все более широкий выбор предоставляется родителям в системе обучения детей с РАС дошкольного возраста: от системы домашнего обучения, до ресурсных групп и полной инклюзии. Думается, что система домашнего обучения не может полностью выполнить все задачи работы с детьми РАС и решить самые важные из них – проблемы коммуникации и социализации, т.к. круг общения ребенка при таком обучении узок, можно сказать, ограничен. «Выход» ребенка в условия детского сада, в сложные социальные условия и отношения, станут довольно сильным, хотя и болезненным толчком для развития новых возможностей: получения знаний, навыков. Но главным, что получит ребенок в детском саду – это шанс научиться «уживаться» и жить с другими детьми и взрослыми, что является главным мотивом к тому, чтобы «уйти» от системы надомного обучения.
Другим вариантом может стать обучение ребенка в ресурсной группе (прототипом являются ресурсные классы в школе) - частичная инклюзия. Ребенок обучается, например, в группе с другими детьми с РАС (ОВЗ), возможности которых сопоставимы с уровнем способностей ребенка к обучению. Из опыта специалистов школьного обучения детей с аутизмом: «Организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям. … организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям…» [3]. Ресурсная группа для детей с РАС в детском саду формируется на основании заключения ПМПК. Ее наполняемость соответствует нормативному комплектованию групп для детей с РАС. Каждый ребенок сопровождается тьютором. Группа сопровождается психологом, дефектологом (учителем-логопедом). Занятия проводятся воспитателем. В зависимости от возраста детям могут быть установлены разные графики посещения группы. Продолжительность проводимых индивидуальных и групповых занятий так же устанавливается индивидуально. Ресурсная группа включает в себя специальное пространство, внутри которого дети проводят большую часть времени, которое требуется на освоение ими АООП ДОУ. Помещение ресурсной группы находится в отдалении от общеразвивающих групп. Частичность инклюзии заключается в том, что воспитанник находится в постоянном режиме ресурсной группы. Он прикреплен к общеобразовательной группе, но посещает ее в режимные моменты для участия в совместной образовательной (другой) деятельности только на определенное количество времени. Решение о сроках частичной инклюзии принимают специалисты ресурсной группы. Ресурсная группа - это «мостик» для дальнейшего включения ребенка с РАС в общеобразовательную группу, в дальнейшем – в общеобразовательный класс школы. И, наконец, обучение ребенка с РАС может происходить в общеобразовательной группе – полная инклюзия. Образовательный процесс проходит в системе совместного получения знаний и навыков как детей с РАС, ОВЗ так и нормотипичных детей. Несомненные плюсы такого обучения очевидны: широкий круг общения, возможности совместного времяпровождения, психолого-педагогическое, социальное, коррекционное сопровождение, максимальная возможность развития навыков социально-коммуникативной направленности, возможность освоения образовательной программы в удобном темпе. Но, наряду с плюсами, есть и минусы, и главными, как считают авторы статьи, являются: кадровый вопрос - нехватка в детских садах специалистов, сопровождающих детей с РАС: тьюторов [4], дефектологов, нейропсихологов; доступность – не в каждом детском саду существует такая система образования; информация – отсутствует или недостаточна для граждан, дети которых нуждаются в инклюзивном образовании.
У большинства детей с РАС сохранен интеллект, что является прекрасной возможностью к обучению в обычном детском саду. Но трудности с коммуникацией, социализацией, присутствие «нежелательного» поведения является довольно большой трудностью в принятии таких детей обществом, причем не обществом сверстников (по опыту работы авторов статьи: инклюзивная группа с ребенком с РАС, детьми с ОВЗ и нормотипичными детьми). Дети воспринимают ситуацию очень просто, мы бы назвали ее как «все дети разные», если взрослые (как правило, это родители) не вносят свои «коррективы»: «Не дружи с ним (с ней). Не подходи к нему (к ней). Он (она) плохо себя ведет» и т.п. Дети, как мы знаем, чрезвычайно восприимчивы, а находясь в возрасте, когда взрослые, особенно родители, играют огромную и важную роль в их жизни, как правило, начинают руководствоваться «советами». И здесь, встает одна из главных проблем: информированность общества и его «обучение» терпимости и пониманию особенностей детей с ОВЗ, с РАС, а одним из важнейших критериев образовательной программы по работе с такими детьми, как мы знаем, является, как создание дружелюбной среды в образовательной организации, так и профилактика буллинга в отношении детей с ОВЗ. [5].
И в завершении авторы хотели бы обозначить еще одну немаловажную проблему, Пройдя все ступени дошкольного, школьного инклюзивного образования люди с РАС столкнутся с новой «высотой» - получение профессионального образования и трудоустройства. Опыт Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры показывает, что и с этой ситуацией можно и нужно справиться. Департаментом разработаны меры, которые направлены на содействие в трудоустройстве инвалидов с РАС: «профессиональная ориентированность, социальная адаптация на рынке труда, психологическая поддержка безработных граждан, организация и сопровождение при содействии занятости инвалидов». [6].
Источники:
1. Ермакова Л.И. «Сущность инклюзивного образования». Сборник (2017), сс. 19—23. Режим доступа: https://english4real.ua/inclusive-education.html.
2. А. Трубицына. Online- лекции «Реализация основ технологии прикладного анализа». Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения «Горностай», НГУ, Новосибирск.
3. «Организация инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации по разработке локальных актов образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, и созданию модели ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра.АУ «Институт развития образования». Ханты-Мансийск, 2018.
4. Емельянова Э.Е. «Создание дружелюбной среды в образовательной организации: профилактика буллинга в отношении детей с ОВЗ». Курс «Тьюторское сопровождение детей с РАС в дошкольном образовании». БелИРО, Белгород, 2020.
5. Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра. Режим доступа: https://deptrud.admhmao.ru/upload/iblock/2f3/Buklet_Invalidy-s-RAS.pdf.
Январь 2022