Высшая школа делового администрирования
Конференции

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Князева Анастасия Александровна
Преподаватель
БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж»
город Глазов
Немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в 1866 г. ввел термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука). Он определил ее как науку, которая изучает «отношение организма с окружающей средой».
В наши дни существуют различные определения понятия экология, но все они приходят к тому, что экология – это наука о связи живого существа и окружающей его среды.
Проблема взаимоотношений человека и природы стоит достаточно остро. Задача образовательной системы – воспитать «экологически воспитанное поколение».
Идеи экологического воспитания находят свое отражение уже в 17 веке в работах Я.А. Коменского. Педагог-гуманист рассматривал человека как часть природы, который подчиняется и развивается по ее законам.
Советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский не представляли себе педагогический процесс вне природы.
В.А. Сухомлинский считал, что природа влияет на формирование и развитие ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры», - говорил Сухомлинский. – «Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…». В наши дни продолжается работа по рассмотрению вопроса, направленного на экологическое воспитание.
Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания., единство сознания и поведения в плане экологии, гармонии с природой.
Цель экологического воспитания – воспитать ответственное отношение к природе, в результате чего сформируется экологическая культура.
Экологическое воспитание базируется на системе ценностей:
- изменение морально-этической оценки окружающей среды;
- формирование экологических знаний и умений, экологического мышления;
- осознание природы как нетленной ценности;
- пересмотр собственных требований;
- понимание человека как органической части природы.
В формировании можно выделить экологического мышления можно выделить уровни:
1 уровень – уровень, сформированный благодаря опыту и природоохранным умениям;
2 уровень – уровень, на котором человек владеет практическими природоохранными знаниями и умениями;
3 уровень - это высший уровень, когда экологическое самосознание переходит в мировоззрение личности и определяет его природоохранную и трудовую деятельность.
Пройдя все уровни формирования экологического воспитания, человек эволюционирует от понимания до убеждения личной значимости в плане экологии. В результате должна сформироваться экологическая культура.
Экологическая культура – это основа культуры, которая выражает уровень отношений между человеком и окружающей средой. Проявляется данная культура в результате деятельности человека по отношению к природе.
Решая следующие задачи, достигается цель экологического воспитания:
- образовательная–формирование знаний об экологических проблемах и их решение;
- воспитательная - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающая –развитие способностей к анализу ситуаций, связанных с экологией; развитие деятельности по сохранению природы; развитие системы умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды.
Экологическое образование ведется комплексно на основе учебной и внеурочной деятельности. Образование направлено на формирование практических знаний и умений, обеспечивающих ответственное отношение к природе.
Экологизация образования – эффективное средство экологического образования. Суть экологизации состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только предметы тесно связанные с природой: биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.
Экологическое воспитание на уроках литературы – это часть воспитания нравственности, гражданства и эстетики. Мир художественной литературы связан с пониманием жизни во всех ее проявлениях и бережного отношения к природе.
Анализ художественной литературы позволяет увидеть ученику момент, который хотел показать автор, раскрыть характер героя и его ценности, прочувствовать его отношение к миру природы. Затем ученик на основе своего жизненного опыта в совокупности с прочитанным и проанализированным текстом, делает выводы тем самым формируется его экологическое мышление.
Дети, работая с природоведческими текстами, развивают в себе экологическую культуру. Необходимо построить урок таким образом, чтобы настроить школьников на эффективную работу с текстом.
Январь 2022