Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Князева Анастасия Александровна
Преподаватель
БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж»
город Глазов
Немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в 1866 г. ввел термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука). Он определил ее как науку, которая изучает «отношение организма с окружающей средой».
В наши дни существуют различные определения понятия экология, но все они приходят к тому, что экология – это наука о связи живого существа и окружающей его среды.
Проблема взаимоотношений человека и природы стоит достаточно остро. Задача образовательной системы – воспитать «экологически воспитанное поколение».
Идеи экологического воспитания находят свое отражение уже в 17 веке в работах Я.А. Коменского. Педагог-гуманист рассматривал человека как часть природы, который подчиняется и развивается по ее законам.
Советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский не представляли себе педагогический процесс вне природы.
В.А. Сухомлинский считал, что природа влияет на формирование и развитие ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры», - говорил Сухомлинский. – «Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…». В наши дни продолжается работа по рассмотрению вопроса, направленного на экологическое воспитание.
Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания., единство сознания и поведения в плане экологии, гармонии с природой.
Цель экологического воспитания – воспитать ответственное отношение к природе, в результате чего сформируется экологическая культура.
Экологическое воспитание базируется на системе ценностей:
- изменение морально-этической оценки окружающей среды;
- формирование экологических знаний и умений, экологического мышления;
- осознание природы как нетленной ценности;
- пересмотр собственных требований;
- понимание человека как органической части природы.
В формировании можно выделить экологического мышления можно выделить уровни:
1 уровень – уровень, сформированный благодаря опыту и природоохранным умениям;
2 уровень – уровень, на котором человек владеет практическими природоохранными знаниями и умениями;
3 уровень - это высший уровень, когда экологическое самосознание переходит в мировоззрение личности и определяет его природоохранную и трудовую деятельность.
Пройдя все уровни формирования экологического воспитания, человек эволюционирует от понимания до убеждения личной значимости в плане экологии. В результате должна сформироваться экологическая культура.
Экологическая культура – это основа культуры, которая выражает уровень отношений между человеком и окружающей средой. Проявляется данная культура в результате деятельности человека по отношению к природе.
Решая следующие задачи, достигается цель экологического воспитания:
- образовательная–формирование знаний об экологических проблемах и их решение;
- воспитательная - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающая –развитие способностей к анализу ситуаций, связанных с экологией; развитие деятельности по сохранению природы; развитие системы умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды.
Экологическое образование ведется комплексно на основе учебной и внеурочной деятельности. Образование направлено на формирование практических знаний и умений, обеспечивающих ответственное отношение к природе.
Экологизация образования – эффективное средство экологического образования. Суть экологизации состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только предметы тесно связанные с природой: биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.
Экологическое воспитание на уроках литературы – это часть воспитания нравственности, гражданства и эстетики. Мир художественной литературы связан с пониманием жизни во всех ее проявлениях и бережного отношения к природе.
Анализ художественной литературы позволяет увидеть ученику момент, который хотел показать автор, раскрыть характер героя и его ценности, прочувствовать его отношение к миру природы. Затем ученик на основе своего жизненного опыта в совокупности с прочитанным и проанализированным текстом, делает выводы тем самым формируется его экологическое мышление.
Дети, работая с природоведческими текстами, развивают в себе экологическую культуру. Необходимо построить урок таким образом, чтобы настроить школьников на эффективную работу с текстом.
Январь 2022