старший воспитатель,
МБДОУ ЦРР д/с № 231,
г. Ульяновск
Методическая деятельность (по определению Ксении Юрьевны Белой) – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества и эффективности педагогического процесса.
Субъектом методической работы является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Поэтому важно формировать у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег и всего педагогического коллектива.
Основные направления методической работы:
- воспитательное – повышение профессионализма педагогов в области теоретических аспектов и методики воспитательного воздействия на дошкольников, исходя из личностно-ориентированного подхода гуманистической направленности учебно-воспитательной работы;
- дидактическое – формирование инновационных знаний и навыков в области разрешения текущих проблем, связанных с повышением продуктивности обучения детей в ДОО;
- психологическое – развитие и совершенствование знаний в области детской психологии;
- техническое – развитие навыков в сфере применения современных технологий для организации воспитательного процесса;
- самообразование – регулярное прохождение педагогами курсов, семинаров-практик, освоение знаний самостоятельным путем, из различных информационных источников, отвечающих особенностям развития педагога, его стремлениям и потребностям;
- частно-методическое – основано на наставничестве, персональном шефстве, проведении индивидуальных консультаций, разработке моделей персональной методической работы для каждого воспитателя.
Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Основные задачи методической работы:
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы;
- включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
5. Организация работы по изучению нормативных документов.
6. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.
1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:
– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОО;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОО.
2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:
– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОО, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОО.
3. Функции по отношению к конкретному педагогу:
– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОО;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления;
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.
Основными критериями оптимальности результатов методической работы в ДОО являются:
1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
3. Критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.
Формы методической работы с педагогами:
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
- пассивные (теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, проблемный семинар, видеотренинг, психолого-педагогические чтения, мастер – классы, фестиваль педагогических идей, викторина, устный журнал, «открытый микрофон», научно-теоретические конференции и педагогические чтения, научно-практическая конференция, психолого-педагогические чтения, мастер – классы, методические оперативки, методические дни, методическая декада, методический фестиваль, творческий отчет и др.)
- активные (деловая игра, тренинг, методический мост, мозговой штурм, методический фестиваль, лаборатория «Информационные технологии», ярмарка педагогических идей, решение педагогических задач, разработка методического портфеля, педагогический КВН, методические посиделки, методический диалог и др.)
Таким образом, результатом методической работы в ДОО должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Литература:
1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
3. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.
4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М., 2003.
5. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. – М., 2010.
6. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250 с.
7. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
8. Иванцова И.А. Организация методического кабинета в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 10.
9. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.
10. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие. – М., 2007.
11. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М., 2000.
12. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., 2008.