Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мулызева Анна Борисовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ «Металлург»
г. о. Самара
Сегодня школа предъявляет особые требования к обучению подрастающего поколения. Однако уровень подготовки первоклассников не всегда соответствует этим условиям, а детям не сразу удаётся привыкнуть к новому образу жизни. Многие ученики первого класса испытывают трудности в овладении письмом, чему способствуют несколько причин: быстро устает рука, не получается аккуратное и правильное написание букв. Преодолеть эти трудности детям помогут занятия рисованием в технике графики, которые ребята могут получить в сфере дополнительного образования.
Изобразительное искусство – это единый процесс творчества и познания, с помощью которого развивается наблюдательность, фантазия, координация руки и глаза, а также появляется художественное восприятие и особое видение мира. Под графическими умениями обычно понимают приемы работы, используемые в графической деятельности, например, зарисовки, этюды, эскизы, наброски. Система графических умений содержит следующие компоненты: 1) графические навыки; 2) интеллектуальные умения; 4) моторные движения. На занятиях графикой человек реализует в материале свои художественные образы.
Техника графического рисования тесно связана с письмом и объединяет в себе много общих элементов:
1. когда ребёнок рисует и пишет, то он овладевает графическими навыками, развивает глазомер, регулирует движения руки в соответствии с советами педагога, точно соизмеряет движение руки и проводит зрительный контроль;
2. в ходе усвоения графического рисования и письма происходит взаимодействие между восприятием предмета и его изображением, регулируется мелкая моторика средствами усилия руки при нажиме.
Но наряду с общими моментами имеются и различия, которые выражаются в правильном расположении букв при письме и грамотном изображении объектов в рисунке. При обучении рисованию и письму особая роль принадлежит положению руки, карандаша, тетради, методов проведения линий.
Обучение первоклассников рисованию линий и штриховки, выполнение графических упражнений способствуют подготовке руки к письму. Умение красиво писать прописные и строчные буквы необходимо для формирования почерка. Выполнение графических упражнений также способствует развитию уверенности движений, способности контролировать собственные действия. Но если специально не упражнять руку ребенка, дети к первому классу с трудом выполняют графические упражнения.
Главные выразительные средства графики – точка, линия, штрих, наносимые на бумагу не только позволяют оценить специфику выразительных возможностей инструментов графики, но и «корректируют работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда требовались длительные нагрузки и четкие движения» [1, 25]. Инструменты графики разнообразны. Это карандаши разной твёрдости и мягкости, шариковые, гелиевые ручки, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель. Развитие мелкой моторики связано со многими важными психологическими процессами, способствует осознанному анализу и отбору поступающей информации, обеспечивает избирательную и продолжительную сосредоточенность внимания на одном объекте. Занятия графикой могут помочь не только в подготовки руки первоклассников к письму и развитию движений руки, а также в становлении творческой деятельности школьников, формировании креативного мышления, развитии исследовательских способностей.
Модуль «Графика» - важнейший компонент программы по изобразительному творчеству Центра дополнительного образования «Металлург» города Самары. Приобщение первоклассников студии изобразительного творчества к занятиям графикой носит индивидуальный подход. В студии применяются технологии разноуровневого обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Все дети студии изобразительного творчества разделены на три группы:
·          первая группа – дети, пока ещё не уверенно владеющие карандашом и другими графическими материалами. У них слабо развито творческое воображение, фантазия, а также проблемы с мелкой моторикой. В их работах можно обнаружить много грубых ошибок.
·          вторая группа включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. У них не достаточно развито творческое воображение, фантазия, а также есть небольшие проблемы с мелкой моторикой. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда.
·          третья группа – сильные дети, имеющие выразительные способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. У них хорошо развито творческое воображение, фантазия, а также мелкая моторика. Задачи, поставленные учителем, всегда выполняются.
Результаты художественно-творческой деятельности первоклассников отражены в таблице №1.
Таблица №1 Результаты художественно-творческой деятельности первоклассников

В начале обучения
В конце обучения
Группа 1 (низкий уровень)
22%
18%
Группа 2 (средний уровень)
64%
67%
Группа 3 (высокий уровень)
14%
15%
Из таблицы видно, что первоклассники, которые занимались графикой в студии, повысили свои навыки художественно-творческой деятельности, у них совершенствуется мелкая моторика рук, логика, внимательность, аккуратность, развивается воображение и фантазия.
В учебной программе отводится большое количество времени для знакомства детей с произведениями изобразительного искусства. На уроках идет формирование активного интереса детей к творчеству, а юные художники выделяются среди остальных школьников лучшими качественными показателями в развитии художественного вкуса [2, 56].
Итак, занятия графикой помогают первоклассникам в овладении навыками письма, способствуют развитию движений пальцев и кисти руки. Такие движения развиваются у детей постепенно в течение всего школьного периода, поэтому занятия графикой в системе дополнительного образования просто необходимы.
Литература
1.         Бабак, О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.:
2.         Граматкина, И. Возможности рисуночной диагностики. / И. Граматкина. – М.: Просвещение, 2007. – 156с.: ил.
Январь 2022