Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карпова Марина Николаевна,
Яковлева Наталия Александровна,
воспитатели,
МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары
Значение экспериментирования для детей дошкольного возраста
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Приведем пример:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: "Свойства и состояния воды»
Цель: уточнение и формирование знаний о свойствах и состояниях воды.
Программное содержание:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений об свойствах, формах и состояниях воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, цвета, может растворять одни вещества и не растворять другие;
- уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;
- дать знания о парообразном состоянии воды;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов, используя элементарное оборудование, соблюдать правила безопасности при проведении опытов;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:
- беседы на экологические темы;
- чтение рассказов Н.А.Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели»,
Н.Васильковой «О чем мечтает ручеек»;
- подготовка презентации "Вода - это жизнь, чистая вода - здоровая жизнь ";
- выпуск и распространение листовок с детьми «Берегите воду!»;
- игры «Какая бывает вода?», «Хорошо - плохо», «Цепочка», «Берегите природу», «Ходят капельки по кругу», «Хорошо – плохо», «Что будет, если..»;
- опыты с водой;
- загадывание загадок о воде;
Словарная работа: лаборатория, эксперименты, исследовательская работа, свойства воды, прозрачная, растворитель, вещества.
Материал к занятию:
- мультимедийная установка, экран, доска, мяч, коробка, баночка, тряпочки, кисточки по количеству детей, краски, чайные ложки по количеству детей, бумага для зарисовки пиктограмм, карандаши простые, слайды "Фото планеты Земля из космоса", по 5 стаканов с водой, стаканы молока по количеству детей, кусочки сахара по количеству детей, соль в розетках по 1 на стол, мука в розетках по 1 на стол, подсолнечное масло в бутылочках, флакон духов. таз с водой
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
I часть - вводная.
- Ребята, мы с вами знаем, что природа, которая нас окружает, богата и разнообразна. А мы, люди, наблюдая за природой, учимся у неё.
Послушайте стихотворение "Чему человека учит природа".
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Нам учиться нужно.
Нас деревья всех пород,
Муравьи - лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. А так как природа очень разнообразна, давайте сядем, внимательно посмотрим на экран и попробуем догадаться, о чём именно мы будем говорить.
- Что вы видите на экране? /ответы детей/.
- Да, так наша планета Земля выглядит из космоса. Эту фотографию сделали космонавты во время космического полёта.
-Посмотрите, какого цвета больше всего на нашей планете?/Синего/
- Верно, синего цвета на Земле больше всего.
Если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой-
Любимую планету!
- Как вы думаете, что означает синий цвет на фотографии нашей планеты?
- Это цвет воды.
- А если синего цвета больше всего на фотографии Земли, что это значит?
- Это значит, что на нашей планете много воды. Вот мы с вами и отгадали секрет - сегодня мы будем знакомиться с водой, узнаем о воде много интересного. Ребята, где мы можем увидеть воду? (В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже). Вода окружает нас повсюду.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
-Какие свойства воды знаете вы? Свойства воды – это значит, какая вода?
- Вы правильно заметили, что вода … /подвести итог ответам детей/
II часть - практическая.
- Ребята, мы много знаем о воде, вы только что продемонстрировали свои знания, но у воды еще много необычных свойств, поэтому я приглашаю вас в лабораторию для исследовательской работы. Эта работа, я надеюсь, поможет нам доказать наши знания, получить дополнительные сведения о воде.
- А вы помните, что такое лаборатория?
- Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте мы с вами в очередной раз превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1."Имеет ли вода форму? "
- Какая форма у этого предмета? / показ мяча/
- Форма шара.
- А у этого? / показ коробки/
- Форма куба.
- Какую форму имеет этот предмет? / показ баночки/
- Форму цилиндра.
- Ребята, а какой формы вода?
- Сейчас мы это проверим. Ложкой налейте немного воды на стол, так, чтобы она не потекла на пол.
- Что вы видите? /ответы детей/.
- На ровном месте вода расползается лужицей. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках собираются, в землю впитываются, их не видно, только земля влажная.
- Значит, какой мы сделаем вывод: имеет ли вода форму?
- Вода не имеет формы.
Нарисуйте такую пиктограмму, а кто первый нарисует, поместит ее на доске под капелькой воды.
- О каком свойстве воды нам рассказывает эта пиктограмма? /вода не имеет формы/.
- Вытрите лужицу салфеткой.
Опыт 2. "Имеет ли вода цвет?"
- Возьмите два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмите картинку и поставьте ее за стаканом с водой. Вам видно картинку?
- А теперь поставьте картинку за стаканом с молоком. Что вы обнаружили?
- Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода... прозрачная жидкость.
- Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочите кисточку и окуните ее в краску. Добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Посмотрите через нее на картинку.
- Виден рисунок не виден.
- Итак, делаем вывод, что... вода прозрачная жидкость.
- Свои выводы зарисуйте, пожалуйста./ Пиктограмма помещается на доску с объяснениями/
Опыт 3. "Вода – растворитель."
- Попробуйте, пожалуйста, воду из стакана.
- Есть ли у воды вкус? /Дети пробуют воду и высказывают свое мнение./
- У вас 2 стакана с водой. Размешайте в воде сахар. А теперь в другом стакане размешайте соль. Попробуйте из обоих стаканов.
- Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
- Что вы можете сказать?
Вывод: своего вкуса у воды нет.
- Зарисуйте пиктограммы.
- Кто поместит на доске и сделает вывод?
- А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? / растворились/
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку.
- Растворяем подсолнечное масло.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и разомнемся.
Физминутка.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
- Обратите внимание на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим?
- Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
- А что с маслом?
- Не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
- Какой вывод?
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
- Зарисовываем наши наблюдения.
Опыт 4. "Вода не имеет собственного запаха."
- Определите, пожалуйста, есть ли у воды запах?
- Нет.
- Размешайте в воде духи и снова понюхайте воду, только не пейте.
- Что произошло?
- У воды появился запах.
Вывод: чистая вода не имеет запаха. Рисуем пиктограммы. Помещаем на доске.
Опыт 5. "В каких состояниях бывает вода?"
- Ребята, как вы думаете, почему вода легко переливается из одного сосуда в другой?
- Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в реках и ручейках, течь из крана?
- Как вы думаете, всегда ли вода бывает жидкой?
- А какой ещё бывает вода?
- Дети, что лежит у вас на тарелочках?
- Что такое лед?
- Что произойдет, если мы его положим в горячую воду?
- Какой лёд? /холодный, твёрдый, прозрачный, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду/
Итак, сделаем вывод: вода может быть жидкой, а ещё какой?
- Вода может быть твердой.
- Правильно вода может быть жидкой и твёрдой.
- Где мы с вами можем увидеть твёрдую воду в природе? /сосульки, снег, град/.
Физминутка.
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз, два, три, четыре. пять./ Рывком меняются руки: одна вверх, другая вниз/
- А может ли вода ещё во что-нибудь превращаться /ответы детей/.
- Во что еще может превращаться вода? /если дети скажут, что может/
- Давайте проведём опыт и посмотрим.
Опыт 6 с термосом /беседа во время опыта/.
- Ребята в термосе горячая вода. Откроем крышку термоса. Что вы видите?
- Итак, сделаем вывод, вода может быть жидкой, твёрдой, а ещё какой?
- Правильно, вода может быть жидкой, твёрдой, и в виде пара, ещё говорят по другому, вода бывает парообразной.
- Где мы можем встретить пар? /ответы детей/
- Мы узнали, что вода бывает жидкой не всегда.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Ребенок ставит зарисованную пиктограмму к капельке воды. Назови это свойство воды.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него.
- Что вы там увидели?
- Своё лицо, отражение.
- А где ещё можно увидеть своё отражение?
- В зеркале, в витрине магазина и т.д.
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду, а кто- нибудь заглянет в неё.
- Увидел ли теперь своё отражение?
- Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
- Зарисовываем.Помещаем пиктограмму.
- Теперь, товарищи ученые, необходимо подвести итоги и рассказать всем, что мы обнаружили с помощью наших опытов.
/ Ребенок делает общий вывод по пиктограммам./
III часть - заключительная.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» / Дети называют положительные и отрицательные свойства воды/
Дети читают стихи.
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Январь 2022