Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Потеева Ангелина Юрьевна,
Учитель-логопед
МАДОУ «Радость» СП-детский сад №203,
г. Нижний Тагил
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Многократно возникали попытки научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, что прослеживается в требования ФГОС ДО к организации и реализации образовательного процесса.
В своих научных работах Г.К. Селевко отмечает, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
·           дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
·           воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
·           в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
·           успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Коррекционная работа учителя-логопеда ДОУ имеет свои особенности. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Зачастую дети, нуждающиеся в речевой коррекции, имеют психологические особенности: дефицит внимания, недостаточное развитие самоконтроля и познавательной активности, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность. С другой стороны, одна из задач логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе длительной и сложной отработки правильного артикуляционного уклада, формирования у ребенка навыка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить, утомляют не только ребенка, но и взрослого.
Таким образом, игровые технологии в логопедической практике способствуют повышению мотивации ребенка к занятиям и увеличению результативности коррекционно-развивающей работы.
Под термином «дизартрия» понимается расстройство фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС, которое проявляется в виде расстройства двигательной сферы: в артикуляционной и мимической мускулатуре, общей и мелкой моторике. Эти нарушения моторики требуют серьезной коррекции. В условиях работы на логопункте устранение дефектов звукопроизношения у таких детей вызывает определенные трудности и проходит в достаточно длительные сроки.
При проведении логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения используются разнообразные игровые методы и приемы при постановке звука и его автоматизации в различных единицах речи.
- Игры с липучками при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенок постепенно отрывает листочки, снежинки, ягодки на липучках, благодаря чему открывается рабочее поле (сюжетная картинка по лексической теме) и возможен логический занимательный переход к следующим этапам занятия. Артикуляционная гимнастика считается выполненной, когда открыто все поле. Игры с липучками способствуют развитию мелкой моторики у детей-дизартриков, что в свою очередь коррелирует с развитием речи, так как известно, что проекция двигательной зоны в коре головного мозга расположена рядом с проекцией руки.
- Фонетическая ритмика, опосредованная гимнастика, биоэнергопластика (работы авторов Репой З.А, Бушляковой Р.Г., Костылевой Н.Ю.). Использование опосредованной гимнастики при формировании артикуляционного уклада звука и одновременных синхронных движений кистей рук, имитирующих движения губ, языка и нижней челюсти (биоэнергопластики) оправдано при коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией и оптимизирует сроки постановки звуков. Ребенку предлагается для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов и коротких текстов. Также используются различные вариации логопедического наглядно-дидактического пособия «Язычок».
- Игры на развитие речевого выдоха –игры с трубочками, соломинками и предметами («Прогони пчелку с цветка», «Прогони муху», «Почистим дорожки»), а также настольно-печатные игры с подвижными элементами («Помоги Колобку добраться до леса», «Лягушки на болоте», «Забей в ворота мяч», «Доведи кораблик до берега» и т. д.)
- Игры с мелкими предметами (символами звука). На этапе автоматизации изолированного звука используются мелкие предметы-символы звука или игрушки (машинки, кораблики, змея, самолетики, жук, собака, тигр), которые ребенок передвигает по разнообразным «Звуковым дорожкам», а также по кинетическому песку, емкости с манкой. На этапе автоматизации звука в словах ребенку предлагается игровое задание: игрушечное животное или сказочный герой прыгают по кубикам, а ребенок столько же раз произносит нужный слог. Не теряют своей актуальности стеклянные шарики Марблс и подобного типа камешки разных форм (желуди, рыбки, звезды). Ребенку предлагается закрывать на рабочем поле предметы и проговаривать нужный звук или слог, пока нужные элементы на поле не будут закрыты. Также можно использовать сюжетные картинки с предметами за заданный звук, и тогда ребенку предлагается найти эти предметы и закрыть. При наличии большого количества мелких предметных фигурок животных, фруктов, предметов обихода, транспорта, персонажей, в названии которых есть автоматизируемый звук, возможны игровые задания на составление небольшого рассказа, сказки, проигрывание сюжетно-ролевой игры (магазин, гонки, зоопарк) с использованием в речи нужного звука. Также можно использовать ставшие популярными логопуговицы.
- Игра «Пианист». На поверхность детского пианино прикрепляется полоска с рядом звуков, слогов (соответственно каждой клавише). Ребенку нажимая клавиши, после звукового эффекта, произносит нужный звук или слог.
- Настольно-печатные игры Лабиринты-бродилки, «Звуковая улитка», «Звучащий пазл». Ребенку предлагается помочь персонажу (мелкая игрушка) пройти по лабиринту, дорожке, из отдельных деталей-предметных картинок собрать силуэт целой буквы, озвучивая картинки на автоматизируемый звук. Отдельно хочется отметить серию дидактических игр Н.В. Нищевой «Играйка», используя которые грамотный логопед сможет не только сформировать и актуализовать словарь ребенка по лексическим темам, но и, автоматизировать нужный звук. В настольно-печальной игре «Горка» ребенку предлагается прокатить с горки (изображение на листе) животных и птиц (заранее отобранных на нужный звук из набора картинок в комплекте). Логопед при этом варьирует требуемую для повторения фразу, в зависимости от автоматизируемого звука «Лллось покатилллся», «Воррроне понррравилась горррка», «Ш-ш-ш, мишка катится» и т.п.
- Речедвигательные упражнения. Подвижные игры в сопровождении с речью способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координации речи с движением. А правильно подобранный текст позволяет при этом автоматизировать в связной речи нужный звук и способствует развитию общей моторики. Ребенок с дизартрией в силу своих психофизиологических особенностей быстро утомляем, отвлекаем, требует частой смены поз и видов деятельности. Большим успехом у дошколят пользуются разнообразные авторские подвижные игры на координацию речи с движением Н.В. Нищевой, предлагаемые по всем лексическим темам для детей 4 - 7 лет.
- Игровые панно. Увлекательное, красочное наглядно-игровое пособие, способных на привлечь и удерживать интерес и внимание дошкольника в течении нескольких занятий. Авторское пособие «Помоги пчелке Майе» на автоматизацию звука Л направлено на развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, моторного праксиса, слоговой структуры слова, связной речи, формирование лексико-грамматических категорий. Ребенку предлагается помочь пчелке навести порядок на полянке: освободить насекомых из лап злого паука, разбудить ленивую пчелку, пройти через болото, навести порядок в домике белки. В процессе игры почти незаметно для ребенка, в игровой форме идет процесс автоматизации нужного звука. Ценность данного панно определяет то, что, поменяв комплект картинок, можно использовать его в течение нескольких занятий с одним ребенком; к тому же, подобрав нужные картинки, можно также автоматизировать любой другой звук.
- Компьютерные игры и интерактивные мультимедийные презентации. В коррекционной работе учителя-логопеда эти средства заслуживают особенного внимания, так как повышают занимательность занятия, активность, мотивацию и самостоятельность дошкольника в процессе обучения, а также позволяют педагогу быстро и ярко разнообразить игровые методы и приемы в коррекционной работе. Успешно используются компьютерные коррекционно-речевые программы: «Игры для Тигры», «Баба Яга учиться читать», «Учимся говорить правильно», «Буквария. Обучение чтению», игровые речевые пособия ООО «Мерсибо», логопрезентации, логопедические песенки и стихи.
Стоит отметить, что в своей работе логопеду необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, изменения в его эмоциональном состоянии на занятии, характер нарушений в развитии и степень их выраженности.
Трудно переоценить положительный эффект от применения игровых технологий в коррекционном процессе в ДОУ. Количество и варианты использования подобных приемов и методов ограничиваются фантазией специалиста и целями занятия.
фото 1. Пособие «Язычок»

фото 2. Игра «Пианист»

фото 3.Игра «Горка»

фото 4. Панно «Помоги пчелке Майе»
Январь 2022