Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Казакова Алефтина Витальевна,
воспитатель,
МБДОУ №116,
город Воронеж
Индивидуально-личностный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста очень активны, они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, каждый ребенок - это личность, требующая к себе внимание. Поэтому индивидуальный подход является одним из важнейших принципов педагогики.
Огромное значение имеет изучение индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон. Именно от того, как рос и развивался ребенок в дошкольном учреждении, как и насколько, были удовлетворены основные его потребности в игре и общении будут зависеть его реальные успехи в первые дни пребывания в школе. Уровень успешного развития дошкольника зависит от речевого развития, от общего умственного развития, от уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, физического и психического здоровья.
Важной задачей воспитателя является – сохранить душевное, психологическое здоровье, эмоционально - физическое благополучие ребенка, что является необходимым и обязательным условием любой успешной деятельности. Любому ребенку должно быть обеспечено право безопасного познания, главной целью которого является развитие у него потребности узнавать новое при сохранении его психологического здоровья.
Воспитатель не должен использовать случайные приемы при обучении и воспитании. Каждая форма, каждый прием должны соответствовать особенностям развития ребенка и образу его деятельности. Для этого воспитатель осуществляет индивидуальный подход. Умение педагога видеть ребенка не только тем, каким он является в данный момент, то есть каким он есть сегодня, а также каким он был в прошлом и каким он будет завтра, то есть умение видеть в перспективе. Для этого ведется систематическое изучение ребенка, изо дня в день прививаются лучшие черты каждому ребенку. Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы: систематическое изучение каждого ребенка, постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым дошкольником, выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ребенку, фиксация и анализ полученных результатов.
Индивидуальный подход необходим всегда и по отношению к каждому ребенку. Только в этом случае можно решить успешно задачи развития и воспитания. Огромное значение имеет семейное воспитание в развитии детей, поэтому воспитателю надо знать условия жизни и воспитания в семье.
Наблюдая детей – дошкольников на занятиях, педагоги не перестают удивляться их наглядно - образному мышлению, непроизвольному воображению, их умению слушать и рассказывать, фантазировать и сочинять. Внедряя в практику развивающие функции обучения, педагог способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания. Строить педагогический процесс необходимо на основе личностного подхода. Бдительное наблюдение за каждым ребенком позволяет обнаружить индивидуальные особенности и подобрать такие приемы работы, которые помогли бы воспитать положительные качества, ликвидировать недостатки и на основе этого помочь успешно учиться. Выясняются круг сведений и представлений каждого ребенка об окружающей действительности. Во время беседы предлагаются вопросы, побуждающие в своих ответах опираться на личные наблюдения и опыт, а также вопросы, которые требовали бы сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Очень важное значения для успешного обучения имеет речь детей, поэтому проверяется правильность произношения звуков, выявляются дефекты речи, обратить внимание на то, умеет ли каждый ребенок понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно строить предложения, выявляется словарный запас каждого, а также насколько правильно понимает ребенок то или иное употребляемое им слово. При этом особое внимание надо обращать на вопросы, которые задавали дети. По характеру этих вопросов можно выяснить, какие сведения о наблюдаемых явлениях уже имеются, что привлекает внимание ребенка, степень его любознательности и умения выражать свои мысли.
Ознакомившись с индивидуальными особенностями учащихся педагог принимает их во внимание в процессе занятий, продолжает дальнейшее изучение детей. Все наблюдения фиксируются и исходя из этих наблюдений, строиться индивидуальная работа. В своих наблюдениях отмечаются изменения в развитии ребенка, а также совершенствуются знания, умения, навыки. По мере углубления и расширения своих знаний о детях педагог намечает, как ему следует изменить приемы индивидуального подхода к ним. Содержание занятий наполняются сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Вся деятельность воспитателя должна быть проникнута добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, пронизана атмосферой сотрудничества, сопереживания, сотворчества. А это возможно при проведении исследовательской деятельности по изучению индивидуальных особенностей ребенка, опираясь, прежде всего, на интересы детей. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер. Чуткость, внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.
Январь 2022