Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лубинская Мария Александровна
Воспитатель
МАДОУ №26 «Кораблик»
Город Бердск
«Глаз – самый активный из органов чувств, он находится в непрерывном движении. Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами». Проблема развития зрительной памяти и зрительного внимания у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное образовательное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.
Развитие зрительного внимания стало необходимостью, так как со временем, с возрастом это психологическое качество только закрепляется. Известно, что и процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Если зрительная память в дошкольном возрасте недостаточно развита, то это отразиться на поведении и обучении ребенка в школе: рассеянному, невнимательному ребенку трудно выполнять работу, заданную взрослым. Такие дети пассивны и как следствие затрудняется их общение с окружающими. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Поэтому в дошкольном возрасте для нормального всестороннего развития детей необходимо создать все условия по развитию зрительного внимания и зрительной памяти.
Что же такое зрительное внимание и зрительная память? Зрительная память - способность к запоминанию образов, которые мы видим, это могут быть игрушки, картинки, ролики, фотографии и т.д. Как правило, увиденное запоминается лучше и надолго. Так же интересные картинки или игрушки сразу привлекают внимание ребенка, это и есть зрительное внимание. Зрительное внимание и зрительная память взаимосвязаны друг с другом и помогают друг другу. Как показывает практика, дети не любят учиться, но зато они любят играть. В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. Но стоит заметить, что нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель: Систематизация дидактических игр и упражнений для развития зрительного внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания дошкольников, используя разные виды игры.
2.Совершенствовать объем внимания дошкольников, используя игры разного содержания.
3.Повышать уровень произвольного внимания дошкольников через игровую деятельность.
4.Активизировать логическое мышление с помощью подобранных упражнений.
Игры на развитие зрительной памяти и внимания.
Уважаемые педагоги проверьте себя!
Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течение 30 секунд и постарайтесь её запомнить.
А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?

Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увидеть все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку зрительной памяти.
Игра на зрительное внимание. Здесь необходимо найти одинаковые предметы. В процессе выполнения заданий работают восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить ненужный предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.
Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отделить одни предметы или картинки от других дикие животные или домашние животные.

Игра «Лабиринт»

Эта игра направлена на развитие концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход».
Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.
Игра "Что изменилось на картинке?" Тренировка зрительной памяти ребенка
·           Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем переверните лист и покажите ему вторую картинку. Ребенок должен вспомнить расположение всех предметов и ответить - что изменилось на картинке. Не спешите с подсказками, лучше дайте ему еще одну возможность взглянуть на первый рисунок, если он недостаточно справился с заданием, а только потом позвольте дать ответ. На первый взгляд может показаться, что тренировка зрительной памяти - это легкая и бессмысленная игра, но это совершенно не так. Очень часто детям бывает довольно сложно выполнять подобные задания, поэтому уделять им нужно особое внимание.

Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображены предметы или сюжет делится на несколько частей. Все эти игры направлены на развитие зрительного внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
В группу словесных игр входит большое количество игр, например:
·           «Рассматриваем картинку»,
·           «Найди на рисунке фигуры»,
·           «Сыщики»,
·           «Опиши меня» и другие.
Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе поФГОС: Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Таким образом, систематическое применение подобных игр в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности приводит к развитию зрительного внимания дошкольников и как следствие нормальному, всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Февраль 2022