Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Соколова Людмила Владимировна
воспитатель
МБДОУ № 17
г. Воркута
Педагогический проект «Формирование грамматически правильной речи посредством театрализованной деятельности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» (для детей старшего дошкольного возраста)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной деятельности

является, конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

1.         Актуальность.
В соответствии с ФГОС образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением
речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Наиболее актуальной для решения задач развития грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста является театрализованную деятельность.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей.
В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи. У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка. Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно.
При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.
Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным поведением.
Театрализованная деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач.
Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной. Формируют эмоциональную отзывчивость на произведения, умение различать веселую и грустную музыку.
1.2      Цели и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий, способствующих формированию грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Формирование игровой мотивации детской речи.
- Создание на занятиях благоприятной
психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
- Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
- Совершенствование просодической
стороны речи и интонационной выразительности.
- Расширение кругозора и представлений о мире.
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
1.3      Особенности проекта
- по характеру создаваемого результата – творческий
- по количеству создателей – это групповой проект
- по количеству участников – групповой
- проект среднесрочный (8 месяцев)
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения
- участники проекта – дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед.
1.4      Основные принципы проекта
·           Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности,
·           активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
·           Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
·           Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
·           Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельно-
сти педагога и ребенка;
- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;
- специально организованной и самостоятельной деятельности.
·           5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:
- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;
- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;
- самостоятельный поиск решения творческих задач.
1.5      Формы работы
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмопластика;
- Пальчиковый игротренинг;
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- Театральные этюды;
- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
- Театральные игры
- Речевые игры
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Просмотр кукольных спектаклей.
- Посещение театров;
1.6      Предполагаемый результат
• умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией
Этапы проекта:
1 этап – организационный
·           Выявление проблемы в речевом развитии дошкольников.
·           Привлечение родителей к драматизации сказок, заучиванию текстов, изготовление атрибутов и костюмов к театрализованной деятельности.
·      Изучение методической литературы о развитии связной речи и театрализованной деятельности, программы и методики по проведению занятий по театрализованной деятельности и игр-драматизаций.
·      Формулировка цели и задачи проекта
·      Сбор материала (набор иллюстраций, видеотека с русскими народными сказками).
·      Анкетирование родителей «Любите ли вы театр».
·      Беседы с детьми «Моя любимая книга»
·      Анализ содержания театрализованного уголка в соответствии с возрастом, спецификой работы
·      Посещение театра с целью просмотра спектакля.
2 этап – практический.
·      Оформление театрализованного уголка в группе в соответствии с требованиями ФГОС
·      Беседа «В мире театра»
·      Чтение русских народных сказок
·      Артикуляционная гимнастика.
·      Проговаривание чистоговорок.
·      Оформление тематических выставок, посвященных театральному искусству.
·      Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
·      НОД «Рисование «Моя любимая сказка»
·      НОД «Аппликация «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная».
·      НОД «Лепка «Сказка «Колобок».
·      Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
·      Рисование иллюстраций к сказкам, героев и сюжетов по мотивам сказок.
·      Рассказывание сказок собственного сочинения.
·      Чтение сказок родителями с детьми.
·      Словесные дидактические игры.
·      Игры-имитации «Заяц», «Медведь», «Волк», «Лиса».
·      Этюды-имитации на развитие интонационной выразительности, мимику, движения.
·      Упражнения: на развитие памяти с расширением словарного запаса, на описание героев, на слуховое восприятие «Небылицы», «Узнай по описанию героя», на логическое мышление «Что сначала что потом» по сказкам, на развитие мелкой моторики, на эмоциональное развитие детей, развитие мимики, жестов, элементы пантомимы.
·      Упражнения на активизацию словарного запаса.
·      Дидактические игры: «Кто кого запутает», «Старая сказка на новый лад», «Сумей отказаться», «Когда я был маленьким», «Да и нет», «Три слова».
·      Помощь родителей в пополнении театрального уголка новыми видами театров и театральными костюмами..
·      Пальчиковый театр «Теремок», «Колобок»
·      Театры перчаток, би-ба-бо, теневой, фланеллеграф, картинок, игрушек, кукольный, магнитный
·      Составление памятки для родителей «Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи»
·      Родительский клуб «Театральная гостиная».
·      Консультация логопеда «Как наше слово отзовется».
·      Конкурс фотографий «Домашний театр»
·      Конкурс театральной игрушки.
·      Мастер-класс «Кукла на пальчик».
·      Моделирование сказок.
·      Подвижные игры с речевым сопровождением.
3этап – заключительный
·      Родительское собрание «Развитие речи в театрализованной деятельности».
·      Организация совместно с родителями выставки поделок, рисунков о театре.
·      Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов совместно с родителями
·      Драматизация сказок «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка».
·      Викторина «Театральная шкатулка».
·      Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях
Выводы:
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Февраль 2022