Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Демиденко Лариса Владимировна
Нагибина Инна Викторовна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 43
г. Озерск Челябинской области
Дидактические игры и упражнения в умственном развитии детей
Одной из актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических умений и навыков.
Все это в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи игры.
Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра. Для взрослых главным являются дидактические задачи, а для детей – игровые действия, которые позволяют проявить самостоятельность и активность, имеют личностный смысл и доставляют детям удовольствие. Ребенок может преобразовывать игровые действия и таким образом проявить инициативу и творчество.
Одним из разделов, по которому дети больше всего испытывают трудности – формирование элементарных математических представлений (состав числа, пространственные ориентировки, решение задач и т.д.), а это, в свою очередь, зависит от развития всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).
Поэтому мы используем дидактические игры и упражнения математического характера.
Математика учит детей точности, умению логически мыслить, умению выражать себя через решение задач, через постановку конкретных целей.
Когда дети могут самостоятельно найти решения заданий, придумать или создать что-то свое, опираясь на полученные знания, у них повышается самооценка, формируется уважение к себе, к сверстникам.
Через разнообразные игры математического содержания развиваются все психические процессы. Решаются вопросы умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания. Развивается речь детей.
Таким образом, игры с математическим содержанием – двигатель развития ребенка. Они могут заинтересовать детей и помочь более качественно подготовить их к школе.
Но, так как у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть особенности психофизического развития, то и работа по ФЭМП требует поиска таких форм и методов организации, чтобы сформировать мотивацию ребенка, повысить интерес к занятиям математикой.
Изучив определенную методическую литературу, мы решили использовать больше игровых методов, сделать занятия увлекательными.
Для эффективного усвоения всех направлений психического и сенсорного развития был составлен и используется в работе каталог «Игр с математическим содержанием для детей дошкольного возраста», где подобраны игры на развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), на развитие логического мышления, умения ориентироваться на плане, умения пользоваться схемами, умения решать логические задачи, измерять.
Для повышения интереса у детей нам помогают в работе литературные подборки:
·           «Математические загадки для детей с 3 до 7 лет».
·           «Пословицы и поговорки».
А знаете, что обозначает поговорка: «за тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве»? Выражение часто встречается в русских народных сказках. В старину счет вели по девяткам. Затем пришли к другой системе – счет десятками: поэтому рядом с первым выражением поместили второе (т.е. три раза по десять)
·           «Считалки»
·           «Стихи-загадки»
·           «Стихотворения».
Также в работе используем сказки с математическим содержанием, которые очень нравятся детям. Тематика сказок разная. Эти сказки развивают кругозор и помогают детям проследить, как знание математики помогает в жизни.
Через сказки о числах и цифрах формируем представления детей о числах первого десятка как о существенных признаках окружающего мира. Каждое число связывали по принципу ассоциативной связи в сознании ребенка с целым классом интересных и красивых, эмоционально окрашенных представлений и образов. Знакомим детей с интересным познавательным содержанием. Концентрируем внимание детей на тех явлениях, в которых количество точно определено.
Например, с числом 1 связали представление о том, что бывает в единственном числе, с числом 2 – то, что встречается парами и т.д.
Очень важно продумывать вопросы, наталкивающие ребенка связывать математические понятия с реальной жизнью.
Связь математики и окружающей жизни мы с детьми отразили в числовом фризе. Каждая страница – это тематический коллаж. Совместно с детьми рисовали, вырезали, наклеивали картинки из окружающей жизни, непосредственно связанные с данным числом. Обязательно помещали цифру, исполненную в разных шрифтах, разного размера и цвета. Так закрепили дети знания о числе и цифре в реальном мире. Параллельно решались задачи на развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Аналогично составили с детьми фриз «Геометрические фигуры».
Самыми яркими, радостными, увлекательными были для детей математические занятия – праздники, развлечения. Они проходили в каждой возрастной группе. Оформлена подборка конспектов. На этих мероприятиях дети получали письмо от Деда Мороза, где он просил помочь найти Снегурочку, которая потерялась, в гости к детям прилетали разноцветные воздушные шары с заданиями. Учили играть Незнайку в разные математические игры, искали клад и улыбку и т.д.
Учитывая особенности наших детей, во время занятий, физминуток, игр, меняем позы, положение детей (сидят за столами или на ковре, лежат на животе, выполняют упражнения в удобной позе и т.д.) Обязательно применяются специальные корригирующие упражнения на формирование правильной осанки (такие как велосипед, кораблик, ласточка, стрелочка и др.). Используем упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия (ходьба на носках, пятках, по канату, обручу и др.), упражнения на развитие мелкой моторики. Подбор упражнений определяется характером нарушений, темой занятия. Осуществляется дифференцированно-индивидуальный подход к каждому ребенку.
Проводя данную работу, мы сделали вывод, что эффективность работы зависит от следующих факторов:
·           нужно обязательно выдвигать мотивы для участия детей в поиске решений совместно со взрослыми и сверстниками;
·           всегда настраивать детей на сотрудничество, а не на соревнование и поиск ошибок друг у друга;
·           участвовать в диалоге совместно с детьми, выслушивая их решения и предлагая свои, не занимая позицию наблюдателя и дирижера. Ведь одно из мощных средств развития мышления – диалог.
Ценность дидактических игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которых дети играют самостоятельно, умеют организовать свой досуг.
Для достижения хороших результатов в данном направлении, мы продумали формы работы с семьей:
·           оформлена подборка консультаций для родителей по развитию умственных, психических и математических способностей детей, по подготовке ребенка к школе, по организации домашнего досуга;
·           регулярно функционирует библиотека для родителей
·           «домашняя игротека», ориентированная на умственное развитие дошкольников, постоянно востребована родителями;
·           дифференцированные беседы помогают убедить родителей в необходимости своевременно развивать ребенка, увидеть в ребенке определенные способности;
·           опыты семейного воспитания показывают заинтересованность родителей в ознакомлении детей с элементарными математическими представлениями;
·           сказки о числах и цифрах, а также, о геометрических фигурах сочиняли и иллюстрировали дети вместе с родителями.
Взаимосвязь и тесное сотрудничество с родителями позволили нам:
- развивать умственные способности детей более качественно;
- научить родителей ориентироваться на способности своего ребенка, его интерес и возрастные особенности;
своевременно решать вопрос подготовки ребенка к школе.
Таким образом, в работе с детьми по ФЭМП, мы получили положительные результаты, т.к. нам удалось расширить зону обучения, используя дидактические игры с математическим содержанием в бытовую деятельность, художественно-эстетическую, игровую и т.д.
Библиографический список
1.          Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 2-е изд., дораб., М., Просвещение, 1991 г., 160с.
2.          Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, Академия развития, 1996 г., 208с.
3.          Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000г., 416 с.
Февраль 2022