Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Ооржак Ай-Суу Хеймеровна
Музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад «Теремок»
г.Ак-Довурак РТ
Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)
Уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Почему именно этой теме мы решили посвятить наше мероприятие? По ряду причин, музыкальные руководители, как правило, уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются на праздниках, конкурсах, открытых мероприятиях. И именно по этим результатам и оценивается работа музыкального руководителя. Но, по нашему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания музыкально-образовательной деятельности дошкольников, которая развивает познавательную активность, формирует первоначальные знания о классической и народной музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности.
А ведь одним из основных принципов дошкольного образования, определенных в ФГОС ДО, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В нашем случае музыкальная деятельность также должна обеспечивать реализацию этого принципа. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкальный опыт дошкольников, включает в себя:
* опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интерес к музыке, предпочтения и вкус дошкольника;
* опыт знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
* опыт умений взаимодействовать с музыкой;
* опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.
Современная наука отмечает, что существует прямая зависимость между формированием музыкально-эстетической культуры личности ребенка и развитием его вкуса и кругозора. Кругозор - большой объем знаний и широта интересов.
Кругозор — индивидуально-личностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании.
Знания, приобретаемые детьми в процессе музыкального образования, могут быть разделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке.
Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком.
В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой основах музыкального искусства. В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, музыкальных формах, вокальной и инструментальной музыке, об оркестрах, хорах, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности.
Приоритетное значение для содержания музыкального образования всегда имели шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры. Впоследствии их стали называть золотым фондом музыкально-педагогического репертуара, служащим основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности. Такой репертуар предлагается в парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Подряд Данная программа используется нами, как в основной части образовательной программы ДОУ в процессе непосредственно образовательной деятельности, (вы видите выдержку из рабочей программы музыкального руководителя: календарно-тематический план для подготовительной группы и в строке восприятие музыки, вы можете увидеть репертуар из данной программы), так и в части, формируемой участниками образовательных отношений. В каждой возрастной группе проводятся встречи в «Музыкальной гостиной» с использованием материала данной программы. Вы видите в качестве примера тематический план «Музыкальной гостиной» на год для старшей группы.
В таком виде деятельности, как музыкально-ритмические движения, нами используются пособия «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой» где также преимущественное большинство музыкальных произведений составляют образцы музыкальной культуры.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна реализовываться, прежде всего, в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Приведем примеры музыкально-дидактических игр, применяемых для формирования музыкального кругозора. На слайдах вы видите игры:
на определение характера музыки «Три цветка»
«Плакса», «Злюка» и «Резвушка» произведениям Д. Кабалевского
«Узнай почерк марша, танца и песни» (на основе сказки «Почему музыка никогда не умрет» автор Л. Исаева и С.Пугачева)
«Угадай-ка» - знание произведений и композиторов;
«Собери картинку и назови музыкальный инструмент»
«Музыкальное лото» - знание музыкальных инструментов
«Четвертый лишний»
«Веселые гудки» на различение выразительных средств музыки (долгие и короткие звуки, тихие и громкие звуки, высокие и низкие звуки)
Большое значение имеет предметно-развивающая среда. От наполняемости музыкальных уголков (центров) в группах зависит, насколько полно будет обеспечена самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность воспитателей и воспитанников Для этого мы используем:
альбомы с портретами композиторов;
диски с аудиозаписями произведений композиторов;
альбомы «Музыкальные инструменты» с рассказами о них;
альбомы-раскраски «Времена года» и «Музыкальные инструменты»
альбом «Саратов музыкальный»
альбом «Мир музыкальных образов» С.В. Конкевич Этот альбом используется и в НОД.
книга «Учимся, играя» (также используется и НОД) книга-пазл «Балеты П. И Чайковского»
DVD- диски, серии «Балет»
В последнее время большую популярность приобрела проектная деятельность, организуемая в ДОУ. Участниками такой деятельности становятся не только педагоги и воспитанники но и их родители Этот вид деятельности кроме образовательного результата, имеет всегда продуктивную составляющую. Так результатом реализованных нами проектов по темам «Саратов музыкальный» «Саратов театральный», «Народные игры» проекта, посвященного 70-летию Великой Победы, «Мы любим и знаем детских писателей» стали электронные авторские УМК, разработки конспектов НОД и мероприятий по тематике. Создание УМК стало возможным благодаря применению ИКТ в процессе формирования музыкального кругозора дошкольников. Большим подспорьем являются Интернет-ресурсы. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования. Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того мультимедийные презентации, мультфильмы о музыке отражают один из главных принципов организации современного музыкального занятия - принцип привлекательности.
Разрешите познакомить вас с некоторыми УМК. Многие из них являются авторскими, некоторые были заимствованы с различных сайтов.
В заключение выступления хочется привести слова Э. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителям».
Февраль 2022