Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Мочалова Людмила Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы»
Республика Марий Эл

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н. Толстой


Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель ушли на второй план, в мире все меряется деньгами. Мы же хотим видеть в наших детях другие нравственные качества. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.
Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».
Из одиннадцати направлений воспитательной работы с классом особое внимание я стала уделять именно духовно-нравственному воспитанию. И это неслучайно. Проанализировав проблемы классного коллектива, воспитательную работу за прошедший учебный год, из анализа деятельности и психолого-педагогической характеристики класса, пришла к выводу, что данное направление требует более серьёзного подхода в работе с классом. Исходя из этого, были намечены цели работы, поставлены задачи, была сформулирована тема самообразования.
Итак, целью стало гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины, формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьников;
В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
·           Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника;
·           Выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
·           Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
·           Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
·           Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
·           Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
·           Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
·           Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
·           Развитие форм ученического самоуправления.
На втором этапе проходил более подробный анализ уровня нравственности учащихся моего класса с помощью различных методов диагностики, а также предстоит более подробное изучение психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы педагогов, эффективность используемых традиционных и нетрадиционных средств обучения.
Проводились две методики: первая была направлена на диагностику нравственной самооценки (то есть, на тот уровень, который ребята оценивают свои собственные поступки, моральные качества, убеждения, мотивы) и вторая - на нравственную мотивацию (на тот уровень, который побуждает детей подчинять свое поведение определенным нравственным принципам).
Наиболее распространённой формой общения классного руководителя с учениками является классный час. Так в сентябре прошла беседа с учениками об отношениях в классе. Итогом этой беседы стало анкетирование, с помощью которого я узнала об отношениях учащихся к своему классу, об их понятии о дружбе, взаимопонимании и совести. Очень удивилась, прочитав ответы учащихся. Многие писали о том, что ненавидят своих одноклассников, что наш класс не дружный и т. д. Данную анкету я планирую проводить в начале каждого учебного года, чтобы следить за изменениями мнения ребят.
Следующим шагом стало выступление на родительском собрании о важности духовно-нравственного воспитания детей как в школе, так и в семье. Ознакомила родителей с результатами анкетирования.
Основным требованием к классному часу стало активное участие в нём всех учащихся. Весь класс поделен на 6 групп по 4 человека. С III четверти каждая группа должна самостоятельно находить материал по заданной теме и выступать перед своими одноклассниками. Таким образом, мы пытаемся развить навыки внимательного отношения к выступающим, не перебивать и слышать то, о чем говорят.
Формированию дружеских отношений в классе служат совместные творческие мероприятия. Это подготовка к различным конкурсам и мероприятиям.
Также ребята активно участвуют на уроках литературы, готовя театральные инсценировки по тому или иному произведению. В результате таких мероприятий формируются в каждом ребенке такие общечеловеческие ценности, как любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, вера в прекрасное, ответственность, этическая культура, нравственные устои.
Также с III четверти была введена "система красных карточек", наподобие тех, что дают за нарушения правил в футболе. Учитывая, что больше замечаний по поведению я делаю мальчишкам, и то, что во II четверти большинство из них были увлечены футболом, было решено ввести именно такую систему. За плохое поведение, за негативные высказывания по отношению к одноклассникам, за применение физической силы ученики получают такую карточку. В конце недели подводятся итоги. Кто набирает больше всех красных карточек, тот наказывается общественно-полезным трудом. В данный момент таким наказанием является недельное дежурство по классу.
С целью сплочения коллектива проводятся совместные выезды в театры, в дома культуры нашего города.
Еженедельно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности, непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в классе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.
Естественно, что не все у нас получается пока как надо. Еще над многим предстоит поработать. Но я думаю, что мы с классом на правильном пути.
Февраль 2022