Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Альбина Шаликоевна Макиева,
учитель информатики,
МБОУ СОШ №24 им.Бутаева К.С.,
г.Владикавказ РСО-Алания
Аннотация
Модернизация российского образования задает новые требования к процессу моделирования современного занятия по информатике. И учителю предстоит коренным образом пересмотреть само понимание структуры урока (внеклассного занятия), во главе которого стоит ученик. Урок информатики в реализации формирования у детей ИКТ компетенций является одним из основных инструментов, т.к. позволяет комплексно решать задачи информатизации в различных видах учебной деятельности.
Ключевые слова
ИКТ, компетентность, урок, информатика
Albina Shalikoevna Makieva,
IT-teacher,
MBOU secondary school No. 24 named after Butaev K.S.,
Vladikavkaz, North Ossetia-Alania
FORMATION OF ICT COMPETENCE IN INFORMATICS CLASSES
Annotation
The modernization of Russian education sets new requirements for the process of modeling a modern class in informatics. And the teacher will have to radically reconsider the very understanding of the structure of the lesson (extracurricular activities), which is headed by the student. The lesson of informatics in the implementation of the formation of ICT competencies in children is one of the main tools, because allows you to comprehensively solve the problems of informatization in various types of educational activities.
Keywords
ICT, competence, lesson, informatics
Грамотный человек сегодня:
•        владеет навыками функционального чтения - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
•        владеет одним - двумя иностранными языками.
•        обладает компетентностью в области использования ИКТ-технологий;
Информационно коммуникационная технология - это представление информации в электронном
виде.
ИКТ–компетентность - способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для:
доступа к информации,
организации,
обработки,
создания,
передачи-распространения,
для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Навыки и умения, которыми должен обладать ИКТ - грамотный человек:
q      определение информации способность использовать инструменты ИКТ для соответствующего представления необходимой информации,
q      доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию,
Работа с электронными учебниками
Единая коллекция ЦОР –
http://school-collection.edu.ru
Сайт Федерального Центра Информационно-
Образовательных Ресурсов http://fcior.edu.ru
создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, разрабатывая ее (использование офисных программ, создание презентаций, таблиц, схем, документов),
 способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ (использование электронной почты, вебинары, конференции...)
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.
Виды учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТкомпетенции у учащихся:
1. Создание и редактирование текстов (5-11 класс).





2.         Создание и редактирование графики (5-9 класс) и фото (10-11 класс)
3.         Создание и редактирование таблиц (7-11 класс)




4.         Построение диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов (8-11 класс)
5.         Создание и редактирование презентаций (5-10 класс)
6.         Сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем – передача информации по электронной почте др.
средствами связи (5-11 класс)
7.         создание музыкальных и звуковых объектов (10-11 класс)
8.         создание и обработка видео (11 класс)
9.         Поиск и анализ информации в Интернете (5-11 класс),
10.      Создание веб-страниц и сайтов (11 класс)




Эффективные средства формирования ИКТ-компетенций на уроках информатики:
1)         применение информационнокоммуникационных технологий, проектирование уроков на основе ИКТ;
2)         использование активных методов обучения на уроках информатики.
Активные методы.
1.         Метод проектов
•          «Поколения компьютеров» 8 класс,
•          «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
6-7 класс,
•          «Состав ПК. Выбери себе компьютер» 8 класс,
•          «Алгоритмы в жизни. Какие чаще всего встречаются? Дома? В школе? Твои алгоритмы за день» 7 класс.
2.         Мозговой штурм
Этапы:
•       I уровень - что ты знаешь?
•       II уровень - как ты это понимаешь?
(применение других знаний, анализ)
•       III уровень - применение, анализ, синтез
•          Вреден ли компьютер для человека?»
•          «Внешние носители информации – недостатки и достоинства»
3.         Баскет - метод
•          Ученик в роли экскурсовода по виртуальному музею «История развития вычислительной техники»,
•          Ученики в роли врача - кардиолога, терапевта, окулиста, невропатолога, хирурга в исследовании проблему «Влияние компьютера на здоровье человека».
•          «Интернет – добро или зло?»
4.         Тренинги




5.         Синквейн
способ творческой рефлексии.
1          строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2          строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3          строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4          строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова)
5          строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).
Клавиатура.
Прямоугольная, белая.
Пишет, лежит, ломается.
Служит для набора текста. Клавиши.
Флэш-карта.
Маленькая, удобная.
Сохраняет, содержит, переносит.
Это внешний носитель информации. Память.
Презентация.
Интерактивная, интересная. Показывает, заинтересовывает, информирует.
Служит для украшения выступления.
Слайды.
Формирование ИКТ – компетентностей ученика
происходит, в основном, на уроках информатики. Но и учителя, преподающие другие предметы, могут внести свою лепту.
Список литературы и информационных источников
1.         Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. - М.: Просвещение, 2014.
2.         Костенко С. Л., Симаков М. А. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС//Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.
3.         Семенов А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ - как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html
4.         Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика № 7/2006

Февраль 2022