Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЛЕГОПОЛИС – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА

Апалькова Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Северный ЦВР»
Оренбургская область, с. Северное
ЛЕГОПОЛИС – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.


Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы моделирования, учится создавать постройки по образцу, схеме, рисунку.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском возрасте является создание моделей из различных видов конструкторов («Лего», «Томик», «Соломка»), которые обеспечивают многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Конструирование, как вид деятельности, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире.
В связи с введением ФГОС возникла необходимость разработки новых образовательных технологий, которые соответствуют принципам развивающего образования, и интеграции образовательных областей, а так же решения образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей. Мы, педагоги, осознаем, что для разностороннего развития и воспитания детей нужна эффективная предметно-развивающая игровая среда, которая должна быть оснащена, в том числе и при помощи разных конструкторов, конструкторов Лего и Лего-технологий.
Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детских садах и школах.
Свою образовательную деятельность организую по дополнительной общеразвивающей программе «Lego-конструирование». Программа разработаны с учетом возрастных особенностей детей и носит интегрированный подход к обучению.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для детей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.
Главным преимуществом конструкторов LEGO является то, что они построены по принципу от простого к сложному, обладают такими свойствами, как: стремление к бесконечности, заложена идея усложнения, несут полноценно смысловую нагрузку и знания.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Поэтому данное направление является актуальным, так как:
·               является великолепным средством для интеллектуального развития детей,
·               позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие учащегося в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
·               позволяет учащимся проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
·               объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Занятия с конструкторами разных типов в настоящее время являются обязательной составляющей образовательно – воспитательного процесса в ДОУ и начальной школе. Они способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, координации, ориентации в пространстве, внимания, памяти, речи, воображения, обогащению сенсорного опыта ребенка, коммуникативных навыков, умению работать с инструкцией, формированию ценных личностных качеств таких как: усидчивость, упорство, самоконтроль, выдержка.

Первым этапом овладения конструктивными умениями является создание элементарных фигур по наглядному образцу и указаниям педагога. Дети осваивают необходимую терминологию в названии деталей (большой кирпичик, маленький кирпичик и т. д.) и место их расположения (сверху, снизу, справа и т.д.). Здесь, главное, чтобы дети освоили механизм соединения деталей, ориентировались в цветовой гамме, слушали словесные указания воспитателя, визуально и тактильно обследовали образец. Приступая к работе, дети должны точно знать, что у них получится в результате деятельности. На данном этапе конструируются пирамидки, башенки, заборчики, домики и т. д. Задания можно усложнить, если предложить ребенку выполнить такую же постройку самостоятельно (по образцу или без него).
Элементы творчества присутствуют в том случае, когда дети начинают фантазировать. Именно при выполнении подобных заданий используется словесный комментарий, осуществляемый детьми. Нужно добиваться, чтобы каждый ребенок сопровождал свои действия высказываниями, например: «Я взял красный кирпичик и положил на желтый кирпичик». Добиться построения ребенком такого предложения трудно, но систематические упражнения дают положительный результат.
В Лего –конструкторе разработаны разные тематические наборы (строительные машины, дочки-матери, дикие животные и т. д.), что позволяет детям стимулировать познавательную инициативу и воплотить свои идеи в практический результат. Ребята с большим удовольствием обыгрывают свои постройки в сюжетно-ролевых играх, играх по замыслу, театрализованной деятельности, разыгрывают ситуации из личного опыта, придумывают свои истории, воссоздают моменты из жизни, которые оставили след в их памяти.
Хочется отметить, что применение лего-технологий позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, помогает развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, мелкой моторики и кругозора ребят.
Таким образом, можно сделать вывод, что Lego-конструирование является отличным средством разностороннего развития технических способностей детей разного возраста, так как каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Так в педагогической деятельности, для реализации кружковой работы, я использую модифицированную образовательную общеразвивающую программу дополнительного образования технической направленности - «Лего-конструирование». Примерное содержание разделов программы:

                  Знакомство с ЛЕГО (20ч.)
Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра.
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.

                  Село, в котором я живу! (9ч)
Деревенский пейзаж. Проект «Школьный двор». Проект «Село, в котором я живу!» (Интеграция «Краеведения» и ЛЕГО»)
                  Транспорт (18ч)
Транспорт. Городской, специальный, легковой, воздушный и др. проект «Транспорт» (интеграция ПДД и ЛЕГО)
                  Животные (18ч)
Животные. Разнообразие животных. Домашние и дикие животные. Проект «Животные степей, пустынь, тундры, Арктики, тайги». (Интеграция курса «Краеведение» и ЛЕГО»).
                  Район, в котором я живу! (14ч)
Северное – мой район. Достопримечательности Северного района. Проект «Район, в котором я живу!» (Интеграция «Краеведения» и ЛЕГО»).
                  LEGO и сказки (18ч)
Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных писателей. Проект «LEGO и сказки» (Интеграция «Литературное чтение» и ЛЕГО)
                  LEGO фестиваль (5ч)
Изготовление моделей к LEGO-фестивалю
Результаты работы позволяют говорить о том, что интеграция дополнительного, основного и дошкольного образования позволяет решать проблему эффективного развития ребенка в соответствии с современными требованиями исходя из его способностей и потребностей.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.

Лего - территория успеха!
Февраль 2022