Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Зотова Юлия Викторовна
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад 28»
Нижегородская область, город Дзержинск
Текст аннотации. В данной статье интерпретируется понятие «имидж» с точки зрения разных авторов, рассматриваются причины формирования позитивного имиджа в детском саду, подчеркивается роль современного руководителя в формировании имиджа ДОО, а также представлены результаты оценки деятельности дошкольной образовательной организации родителями.
Ключевые слова: имидж, дошкольная образовательная организация, внутренний имидж, внешний имидж, руководитель.
В связи с модернизацией и реформированием современной системы образования, в том числе и дошкольного образования, с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ», необходимо поддерживать и развивать определенную организационную культуру в дошкольной образовательной организации, другими словами, формировать и совершенствовать положительный образ (имидж) ДОО.
Природа имиджа изучается на стыке разных наук. Позиции представителей разных научных направлений раскрывают новые варианты видения этой проблемы и дают полноту представлений о природе явления. Активно занимаются изучением данного вопроса специалисты по маркетингу, менеджменту и управлению персоналом.
Понятие «имидж» имеет множество различных интерпретаций.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского термин «имидж» интерпретируется как: «Стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.».
В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».
Ф. Котлер рассматривает имидж как: «Восприятие компании или её товаров обществом» [4].
О.С. Виханский отмечает: «Имидж – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления» [1].
А.Б. Зверинцев под имиджем подразумевает относительно устойчивое представление о каком-либо объекте [2].
В целом, обобщив все вышесказанные определения, можно сказать, что имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Понятие «имидж» содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.
Для создания положительного имиджа важны все аспекты деятельности. Также необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, к которым относятся: внутренний имидж и внешний имидж. Вернемся к их рассмотрению чуть позже.
В связи с этим возникает вопрос: для чего необходим положительный имидж в ДОО?
Необходимость формирования положительного имиджа ДОО определяется многими причинами, основными из которых являются:
- возможность получения ДОО лучших ресурсов из возможных: финансовых, информационных, человеческих и т. д.;
- стремление ДОО стать более привлекательным для педагогов, способным в большей степени, чем другие ДОО, обеспечить им стабильность, удовлетворенность трудом и возможность профессионального и творческого развития;
- желание получить залог доверия ко всему происходящему в ДОО, в том числе и к инновационным процессам, представляющих собой качественные изменения на каких-либо участках воспитательно-образовательной деятельности [5].
Теперь вернемся к основным составляющим (видам) имиджа.
К основным видам имиджа относят: внутренний имидж и внешний имидж.
Внутренний имидж представляет собой атмосферу внутри ДОО, например, социально-психологический климат в коллективе, отношение сотрудников к работе (удовлетворенность трудом), отношение к руководителю ДОО (стиль руководства трудовым коллективом), отношение педагогов к родителям и т.д. Внутренний имидж определяет преданность сотрудников своему детскому саду, личную заинтересованность в принадлежности к единому сплоченному коллективу, уровень развития того или иного трудового коллектива.
Внешний имидж или осязаемый имидж характеризуется особенностями восприятия ДОО обществом, то есть родителями, детьми, инспектирующими органами, спонсорами, взаимодействующими структурами и др. Составляющие внешнего имиджа можно увидеть, услышать и даже потрогать. Это могут быть символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с данной дошкольной организацией и вызывать определенное настроение: название, оформление помещений и территории, внешний вид персонала и т.д. Именно первое впечатление о ДОО связано с внешним имиджем.
Для создания внешнего имиджа необходимо, прежде всего, создать фирменный стиль ДОО, который может быть представлен в следующих вариантах: вывеска на здании ДОО; эмблема, герб, флаг, девиз, гимн ДОО; календари с эмблемой ДОО; поздравительные открытки; приглашения; дипломы, сертификаты, благодарственные грамоты и письма; рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, визитки, сайт ДОО и т.д.); книга отзывов для родителей; газета ДОО (в печатном и электронном виде); бейджики для педагогов с эмблемой ДОО; фотоколлажи с историей ДОО (интересные события, мероприятия); PR– мероприятия (организация дней открытых дверей, презентаций, участие в ярмарках образования, организация выставок и др.) [3].
Кроме всего вышеперечисленного, следует помнить, что, в первую очередь, имидж организации составляют сами люди (заведующий ДОО, педагоги и другой персонал). Многое зависит от руководителя ДОО.
Современный руководитель ДОО должен обладать высокой профессиональной компетентностью, организаторскими способностями, инновационной культурой, работоспособностью, высокой нравственностью и авторитетом, располагающим к себе людей, но, в то же время, способным достигнуть высоких результатов в деятельности (надо стремиться к демократическому стилю руководства) и т.д.
В.М. Шепель выделил три группы качеств, определяющих руководителя. В первую группу он отнес такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешности руководителя в управлении организацией. Во вторую группу вошли такие характеристики личности как следствие образования и воспитания: нравственные ценности (уважение, честность, любовь к родине, доброта и т.д.), психическое здоровье (эмоциональная уравновешенность, самоконтроль и т.д.). К третьей группе были отнесены те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом руководителя (образование, стаж работы и т.д.).
По утверждению А.К.Марковой: «Структура личности профессионала включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя».
Формирование имиджа в ДОО – это непростой процесс, который создается в виде образа на основе имеющихся ресурсов.
Наиболее заинтересованные и самые авторитетные субъекты, способные адекватно оценить имидж ДОО - это родители воспитанников. Представим результаты анкетирования родителей воспитанников 4 групп (младшей, средней, старшей и подготовительной) одной из дошкольных образовательных организаций г. Дзержинска с целью выявления удовлетворенности деятельностью детского сада. Количество опрошенных – 100 человек.
В результате опроса были получены следующие результаты, представленные на Рис. 1 - 6.

Рис. 1. Процентное соотношение мнений родителей по желанию детей посещать ДОО
Большинство родителей отметили, что ребенку полностью нравится ходить в детский сад (60% опрошенных) и 30% родителей ответили, что скорее нравится их ребенку посещать ДОО. Однако 10% и 5% родителей указали на то, что детям не нравится ходить в детский сад. В основном это были родители младшей группы, дети которых еще адаптируются к условиям ДОО.

Рис. 2. Процентное соотношение мнений родителей по работе воспитателей и других сотрудников ДОО

Большинство опрошенных родителей (70%) ответили, что их полностью устраивает работа воспитателей и сотрудников детского сада, они считают, что их дети достаточно хорошо развиваются в ДОО и благополучны, воспитатели и сотрудники ДОО присматривают за детьми в полном объеме, учитывают интересы и точку зрения ребенка, дети в детском саду находятся в полной безопасности. 25% родителей отметили, что их скорее устраивает работа воспитателей и сотрудников ДОО. Но, к сожалению, хоть и в небольшом процентном соотношении (5% родителей) отметили, что их скорее не устраивает работа воспитателей и других сотрудников детского сада.

Рис. 3. Процентное соотношение мнений родителей по управлению ДОО
50% родителей ответили, что их полностью устраивает управление ДОО (нравится заведующий, старший воспитатель), они полностью довольны управленческой деятельностью данного детского сада. 25% родителей скорее устраивают управленческие моменты в ДОО. Однако 25% родителей отметили, что их скорее не устраивает управленческая деятельность в детском саду, они не совсем довольны действиями заведующего ДОО.

Рис. 4. Процентное соотношение мнений родителей по поводу питания в ДОО

Важным вопросом в ДОО является организация питания, так как ребенок находится в детском саду целый день, он растет и развивается, поэтому ему необходимо сбалансированное и качественное питание.
Если 40% и 30% родителей полностью устраивает и скорее устраивает питание ребенка в детском саду, то 20% и 10% родителей не довольны питанием в ДОО. Причины недовольства питанием в ДОО связаны с тем, что одни дети вообще ничего не едят в детском саду (невкусно), другие просто не любят некоторые продукты, третьи считают, что порции для детей маловаты и их дети не наедаются и другие причины.

Рис. 5. Процентное соотношение мнений родителей по материально-техническому обеспечению детского сада
Большинство родителей (60%) полностью устраивает материально-техническое обеспечение в ДОО. 30% родителей ответили, что их скорее устраивает материально-техническое обеспечение в данном детском саду. Однако 5% родителей скорее не устраивает и 5% родителей полностью не устраивает материально-техническое обеспечение. По их мнению, в ДОО недостаточно развивающих игр и современного оборудования, нужен ремонт в некоторых группах и т.д.

Рис. 6. Процентное соотношение мнений родителей по поводу учета родительского мнения в работе ДОО
Очень важным вопросом в работе ДОО является взаимодействие с родителями, так как они вместе с детьми и педагогами являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
50% родителей отметили, что педагоги ДОО полностью учитывают их мнение в воспитательно-образовательном процессе детского сада, 40% родители считают, что воспитатели скорее учитывают родительское мнение в работе ДОО. Однако 5% родителей ответили, что педагоги скорее не учитывают родительское мнение в работе ДОО и 5% родителей считают, что работники ДОО полностью не учитывают их мнения в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
В целом, по результатам анкетирования родителей, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство удовлетворены деятельностью детского сада, но есть отдельные моменты, требующие корректировки, улучшений в работе ДОО.
Таким образом, имидж организации имеет огромное значение для успешной профессиональной деятельности любой организации, в том числе и для ДОО. Созданный имидж ДОО оказывает непосредственное влияние на успешность воспитательно-образовательной деятельности. Заинтересованными субъектами, которые могут адекватно оценить имидж той или иной дошкольной образовательной организации, это, конечно же, родители воспитанников. Если они удовлетворены работой детского сада (организацией питания, воспитательно-образовательной деятельностью, положением ребенка в группе, материально-техническим обеспечением, управлением в ДОО, учетом педагогами родительского мнения и т.д.), то это свидетельствует о положительном имидже ДОО в глазах родителей.
Имидж – явление хотя и вполне устойчивое, но все же, способное к изменениям, то есть к формированию. Поэтому имидж можно менять: улучшать, совершенствовать в соответствии с требованиями и запросами современного общества.
Литература
1.         Виханский, О.С. Психология / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Просвещение, 1999. - 259с.
2.         Зверинцев, А.Б. Коммуникативные технологии / А.Б. Зверинцев. - М.: Владос, 1997. - 386с.
3.         Карпов, Е.Б. Имидж в образовании / Е.Б. Карпов // PR в образовании. - 2003. - № 6. – С. 40-50.
4.         Маркова, А.К. Профессиональное самосознание личности / А.К. Маркова. - СПб: Питер, 1997. - 338с.
5.         Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. - № 9. - С. 39 — 46.
Февраль 2022