Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Зотова Юлия Викторовна
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад 28»
Нижегородская область, город Дзержинск
Текст аннотации. В данной статье интерпретируется понятие «имидж» с точки зрения разных авторов, рассматриваются причины формирования позитивного имиджа в детском саду, подчеркивается роль современного руководителя в формировании имиджа ДОО, а также представлены результаты оценки деятельности дошкольной образовательной организации родителями.
Ключевые слова: имидж, дошкольная образовательная организация, внутренний имидж, внешний имидж, руководитель.
В связи с модернизацией и реформированием современной системы образования, в том числе и дошкольного образования, с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ», необходимо поддерживать и развивать определенную организационную культуру в дошкольной образовательной организации, другими словами, формировать и совершенствовать положительный образ (имидж) ДОО.
Природа имиджа изучается на стыке разных наук. Позиции представителей разных научных направлений раскрывают новые варианты видения этой проблемы и дают полноту представлений о природе явления. Активно занимаются изучением данного вопроса специалисты по маркетингу, менеджменту и управлению персоналом.
Понятие «имидж» имеет множество различных интерпретаций.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского термин «имидж» интерпретируется как: «Стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.».
В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».
Ф. Котлер рассматривает имидж как: «Восприятие компании или её товаров обществом» [4].
О.С. Виханский отмечает: «Имидж – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления» [1].
А.Б. Зверинцев под имиджем подразумевает относительно устойчивое представление о каком-либо объекте [2].
В целом, обобщив все вышесказанные определения, можно сказать, что имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Понятие «имидж» содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.
Для создания положительного имиджа важны все аспекты деятельности. Также необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, к которым относятся: внутренний имидж и внешний имидж. Вернемся к их рассмотрению чуть позже.
В связи с этим возникает вопрос: для чего необходим положительный имидж в ДОО?
Необходимость формирования положительного имиджа ДОО определяется многими причинами, основными из которых являются:
- возможность получения ДОО лучших ресурсов из возможных: финансовых, информационных, человеческих и т. д.;
- стремление ДОО стать более привлекательным для педагогов, способным в большей степени, чем другие ДОО, обеспечить им стабильность, удовлетворенность трудом и возможность профессионального и творческого развития;
- желание получить залог доверия ко всему происходящему в ДОО, в том числе и к инновационным процессам, представляющих собой качественные изменения на каких-либо участках воспитательно-образовательной деятельности [5].
Теперь вернемся к основным составляющим (видам) имиджа.
К основным видам имиджа относят: внутренний имидж и внешний имидж.
Внутренний имидж представляет собой атмосферу внутри ДОО, например, социально-психологический климат в коллективе, отношение сотрудников к работе (удовлетворенность трудом), отношение к руководителю ДОО (стиль руководства трудовым коллективом), отношение педагогов к родителям и т.д. Внутренний имидж определяет преданность сотрудников своему детскому саду, личную заинтересованность в принадлежности к единому сплоченному коллективу, уровень развития того или иного трудового коллектива.
Внешний имидж или осязаемый имидж характеризуется особенностями восприятия ДОО обществом, то есть родителями, детьми, инспектирующими органами, спонсорами, взаимодействующими структурами и др. Составляющие внешнего имиджа можно увидеть, услышать и даже потрогать. Это могут быть символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с данной дошкольной организацией и вызывать определенное настроение: название, оформление помещений и территории, внешний вид персонала и т.д. Именно первое впечатление о ДОО связано с внешним имиджем.
Для создания внешнего имиджа необходимо, прежде всего, создать фирменный стиль ДОО, который может быть представлен в следующих вариантах: вывеска на здании ДОО; эмблема, герб, флаг, девиз, гимн ДОО; календари с эмблемой ДОО; поздравительные открытки; приглашения; дипломы, сертификаты, благодарственные грамоты и письма; рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, визитки, сайт ДОО и т.д.); книга отзывов для родителей; газета ДОО (в печатном и электронном виде); бейджики для педагогов с эмблемой ДОО; фотоколлажи с историей ДОО (интересные события, мероприятия); PR– мероприятия (организация дней открытых дверей, презентаций, участие в ярмарках образования, организация выставок и др.) [3].
Кроме всего вышеперечисленного, следует помнить, что, в первую очередь, имидж организации составляют сами люди (заведующий ДОО, педагоги и другой персонал). Многое зависит от руководителя ДОО.
Современный руководитель ДОО должен обладать высокой профессиональной компетентностью, организаторскими способностями, инновационной культурой, работоспособностью, высокой нравственностью и авторитетом, располагающим к себе людей, но, в то же время, способным достигнуть высоких результатов в деятельности (надо стремиться к демократическому стилю руководства) и т.д.
В.М. Шепель выделил три группы качеств, определяющих руководителя. В первую группу он отнес такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешности руководителя в управлении организацией. Во вторую группу вошли такие характеристики личности как следствие образования и воспитания: нравственные ценности (уважение, честность, любовь к родине, доброта и т.д.), психическое здоровье (эмоциональная уравновешенность, самоконтроль и т.д.). К третьей группе были отнесены те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом руководителя (образование, стаж работы и т.д.).
По утверждению А.К.Марковой: «Структура личности профессионала включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя».
Формирование имиджа в ДОО – это непростой процесс, который создается в виде образа на основе имеющихся ресурсов.
Наиболее заинтересованные и самые авторитетные субъекты, способные адекватно оценить имидж ДОО - это родители воспитанников. Представим результаты анкетирования родителей воспитанников 4 групп (младшей, средней, старшей и подготовительной) одной из дошкольных образовательных организаций г. Дзержинска с целью выявления удовлетворенности деятельностью детского сада. Количество опрошенных – 100 человек.
В результате опроса были получены следующие результаты, представленные на Рис. 1 - 6.

Рис. 1. Процентное соотношение мнений родителей по желанию детей посещать ДОО
Большинство родителей отметили, что ребенку полностью нравится ходить в детский сад (60% опрошенных) и 30% родителей ответили, что скорее нравится их ребенку посещать ДОО. Однако 10% и 5% родителей указали на то, что детям не нравится ходить в детский сад. В основном это были родители младшей группы, дети которых еще адаптируются к условиям ДОО.

Рис. 2. Процентное соотношение мнений родителей по работе воспитателей и других сотрудников ДОО

Большинство опрошенных родителей (70%) ответили, что их полностью устраивает работа воспитателей и сотрудников детского сада, они считают, что их дети достаточно хорошо развиваются в ДОО и благополучны, воспитатели и сотрудники ДОО присматривают за детьми в полном объеме, учитывают интересы и точку зрения ребенка, дети в детском саду находятся в полной безопасности. 25% родителей отметили, что их скорее устраивает работа воспитателей и сотрудников ДОО. Но, к сожалению, хоть и в небольшом процентном соотношении (5% родителей) отметили, что их скорее не устраивает работа воспитателей и других сотрудников детского сада.

Рис. 3. Процентное соотношение мнений родителей по управлению ДОО
50% родителей ответили, что их полностью устраивает управление ДОО (нравится заведующий, старший воспитатель), они полностью довольны управленческой деятельностью данного детского сада. 25% родителей скорее устраивают управленческие моменты в ДОО. Однако 25% родителей отметили, что их скорее не устраивает управленческая деятельность в детском саду, они не совсем довольны действиями заведующего ДОО.

Рис. 4. Процентное соотношение мнений родителей по поводу питания в ДОО

Важным вопросом в ДОО является организация питания, так как ребенок находится в детском саду целый день, он растет и развивается, поэтому ему необходимо сбалансированное и качественное питание.
Если 40% и 30% родителей полностью устраивает и скорее устраивает питание ребенка в детском саду, то 20% и 10% родителей не довольны питанием в ДОО. Причины недовольства питанием в ДОО связаны с тем, что одни дети вообще ничего не едят в детском саду (невкусно), другие просто не любят некоторые продукты, третьи считают, что порции для детей маловаты и их дети не наедаются и другие причины.

Рис. 5. Процентное соотношение мнений родителей по материально-техническому обеспечению детского сада
Большинство родителей (60%) полностью устраивает материально-техническое обеспечение в ДОО. 30% родителей ответили, что их скорее устраивает материально-техническое обеспечение в данном детском саду. Однако 5% родителей скорее не устраивает и 5% родителей полностью не устраивает материально-техническое обеспечение. По их мнению, в ДОО недостаточно развивающих игр и современного оборудования, нужен ремонт в некоторых группах и т.д.

Рис. 6. Процентное соотношение мнений родителей по поводу учета родительского мнения в работе ДОО
Очень важным вопросом в работе ДОО является взаимодействие с родителями, так как они вместе с детьми и педагогами являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
50% родителей отметили, что педагоги ДОО полностью учитывают их мнение в воспитательно-образовательном процессе детского сада, 40% родители считают, что воспитатели скорее учитывают родительское мнение в работе ДОО. Однако 5% родителей ответили, что педагоги скорее не учитывают родительское мнение в работе ДОО и 5% родителей считают, что работники ДОО полностью не учитывают их мнения в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
В целом, по результатам анкетирования родителей, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство удовлетворены деятельностью детского сада, но есть отдельные моменты, требующие корректировки, улучшений в работе ДОО.
Таким образом, имидж организации имеет огромное значение для успешной профессиональной деятельности любой организации, в том числе и для ДОО. Созданный имидж ДОО оказывает непосредственное влияние на успешность воспитательно-образовательной деятельности. Заинтересованными субъектами, которые могут адекватно оценить имидж той или иной дошкольной образовательной организации, это, конечно же, родители воспитанников. Если они удовлетворены работой детского сада (организацией питания, воспитательно-образовательной деятельностью, положением ребенка в группе, материально-техническим обеспечением, управлением в ДОО, учетом педагогами родительского мнения и т.д.), то это свидетельствует о положительном имидже ДОО в глазах родителей.
Имидж – явление хотя и вполне устойчивое, но все же, способное к изменениям, то есть к формированию. Поэтому имидж можно менять: улучшать, совершенствовать в соответствии с требованиями и запросами современного общества.
Литература
1.         Виханский, О.С. Психология / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Просвещение, 1999. - 259с.
2.         Зверинцев, А.Б. Коммуникативные технологии / А.Б. Зверинцев. - М.: Владос, 1997. - 386с.
3.         Карпов, Е.Б. Имидж в образовании / Е.Б. Карпов // PR в образовании. - 2003. - № 6. – С. 40-50.
4.         Маркова, А.К. Профессиональное самосознание личности / А.К. Маркова. - СПб: Питер, 1997. - 338с.
5.         Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. - № 9. - С. 39 — 46.
Февраль 2022