Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНО

Зуева Наталья Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДОД «Дар»,
Кунгурский муниципальный округ
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дошкольное дополнительное образование способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх образовательных программ. Декоративно - прикладное творчество обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с дошкольниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения.
Одной из актуальных проблем дошкольного дополнительного образования является развитие творческих способностей детей. В основе программы «Мозаика» аппликация из ткани - одно из самых распространённых видов творчества. Для её выполнения используются самые различные материалы: ситец, сатин, драп, трикотаж, кожа, шерсть, шёлк, синтепон, вязальные нитки, пуговицы, бусинки и пайетки и другие материалы.
Программа – художественной направленности. Срок реализации программы – 2 года и рассчитана на детей, возраст которых - 5-7 лет. Программа реализуется в 2021 – 2022 учебном году.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
Обучающие:
·           Дать сведения о технологии изготовления аппликаций из ткани.
·           Научить различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.
·           Научить работать с инструментами и материалами, соблюдая технику безопасности.
Воспитательные:
·           Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
·           Воспитывать на основе социально - нравственных традиций русского народа.
·           Воспитывать толерантность и любовь к родине через лучшие традиции русского народа.
·           Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
·           Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Развивающие:
·           Развивать мелкую моторику рук.
·           Способствовать развитию творческих способностей.
·           Развивать способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при создании работ.
·           Способствовать развитию художественного, эстетического вкуса и фантазии детей.
·           Развивать внимание, память.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) подход, направленный на осознания себя в качестве личности, способной к самореализации – актуален. Что повышает самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих. Программа востребована детьми и родителями.
Участие педагога в создании творческих работ осуществляется «сквозь» ребёнка, то есть ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственных творческих работ и представлений о мире. Основная задача педагога – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости.
Занятия способствуют развитию любознательности, воспитывают чувство ответственности, приучают к самостоятельности. Выполнение творческих работ развивает образное мышление. Способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности дошкольников
Техника выполнения аппликации располагает большими воспитательными возможностями. Аппликация привлекает простотой изготовления и эффективными результатами. Прикладывание в определённой последовательности вырезанных деталей к основе учит образно мыслить и развивает координацию движений, для развития глазомера, моторики рук, формирования предложений о приёмах рациональной работы, совершенствования приёмов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами.
Работы, выполненные детьми, раскрывают их интересы, склонности к творчеству. Техника аппликации развивает первые чертёжные навыки, знакомит с основными геометрическими понятиями, воспитывает аккуратность и бережное, экономическое отношение к материалу.
В первый год обучения программа строится так, чтобы познакомить ребёнка с формами геометрии, цветовыми гаммами и видами тканей. Дети узнают свойства тканей: блестящая, с ворсом, с рисунком, однотонная, прозрачная, сминаемая, не сминаемая, пористая. Выполняют творческие работы, учитывая свойства тканей. Одним из способов развития воображения и фантазии у ребёнка, является выполнение необычных и неожиданных заданий.
Учебный план первого года обучения предусматривает работу с шаблонами геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
·           Использование цвета, как средства передачи настроения.
·           Украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного происхождения.
·           Умение передавать признаки необычности.
Второй год программы предусматривает выполнение аппликации по русским народным сказкам. Сказки – важное воспитательное средство. Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Жизнь и народная практика воспитания уже давно доказали их педагогическую ценность. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической философии, как веками накопленный коллективный опыт воспитания и обучения дошкольников: воплощенных в разнообразных творческих работах, выполненных в технике аппликация из ткани, созданных по русским народным сказкам.
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К. Д. Ушинский. «Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…», так как это живой образец процесса народного развития.
Учебный план второго года обучения предполагает выполнение аппликаций по русским народным сказкам. Например, тема: «Во саду ли, в огороде», предусматривает выполнение аппликации по сказке «Мужик и Медведь» - выполняется аппликация «Репка». Тема: «Дикие животные российских лесов», сказка «Маша и Медведь» - аппликация «Медведь».
По теме: «Ленивому, и солнце не вовремя встаёт», проводятся беседы о труде, изучаются пословицы о труде. Выполняются аппликации по сказкам: «Мороз Иванович», «Волк и лиса», «По щучьему веленью!». Особенной стала для обучающихся тема: «Одежда русских крестьян». По мотивам сказки К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Дети получили сведения о русской народной рубахе, узнали, что она бывает женской и мужской. Познакомились с атрибутами одежды такими как, кокошник, кушак и русский народный сарафан. Закрепили навыки по выполнению аппликации из ткани – выполнив русский сарафан, в технике аппликация из ткани Мозаика. Запоминающим стала фотосессия в настоящих русских народных костюмах.
С остальными темами можно познакомиться в программе.
Отличительные особенности. Активно включить дошкольника в учебную деятельность через игру - не новый прием. Несмотря на то, что основной вид деятельности на занятиях творчества - это практическая работа. Игры заставляют говорить даже самого застенчивого ребёнка. Педагогическая находка - присутствие третьего лица на занятиях - героя из сказки. На основах сказок дети учатся оценивать поступки персонажей, усваивают «что такое хорошо и что такое плохо». Именно он читает сказку, ведёт беседу, задаёт вопросы детям о поступках героев сказок – это раскрепощает детей, они не стесняются отвечать на вопросы. Такой положительный эмоциональный настрой на занятии приводит к эффективному творческому воспитанию. От уровня эмоционального настроя занятия зависит функциональное состояние дошкольников в процессе воспитательной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и практическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Оценочные материалы представлены в программе в виде карты мониторинга. Основные методы диагностики - это наблюдение, практическая работа.
Предусматриваются следующие формы занятий: учебное занятие, занятие – игра, практическая работа, творческий отчёт – выставка.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материала и закрепляется практическим освоением темы.
Промежуточным контролем и конечным итогом являются выставки в течение учебного года, участие в конкурсах.
Формы аттестации - наблюдение, практическая работа, игра, выставка, фестиваль художественного творчества, участие в конкурсах различного уровня.
Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного творчества носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести общие трудовые, специальные трудовые умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности. Выполнение аппликации в технике «Мозаика» приносит эффективные результаты. Заполнение шаблона кусочками ткани в определённой последовательности учит образно мыслить и развивает координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук, способствует развитию речи - а это важный момент подготовки детей к школе!
Февраль 2022