Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНО

Зуева Наталья Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДОД «Дар»,
Кунгурский муниципальный округ
Дошкольное дополнительное образование способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх образовательных программ. Декоративно - прикладное творчество обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с дошкольниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения.
Одной из актуальных проблем дошкольного дополнительного образования является развитие творческих способностей детей. В основе программы «Мозаика» аппликация из ткани - одно из самых распространённых видов творчества. Для её выполнения используются самые различные материалы: ситец, сатин, драп, трикотаж, кожа, шерсть, шёлк, синтепон, вязальные нитки, пуговицы, бусинки и пайетки и другие материалы.
Программа – художественной направленности. Срок реализации программы – 2 года и рассчитана на детей, возраст которых - 5-7 лет. Программа реализуется в 2021 – 2022 учебном году.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
Обучающие:
·           Дать сведения о технологии изготовления аппликаций из ткани.
·           Научить различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.
·           Научить работать с инструментами и материалами, соблюдая технику безопасности.
Воспитательные:
·           Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
·           Воспитывать на основе социально - нравственных традиций русского народа.
·           Воспитывать толерантность и любовь к родине через лучшие традиции русского народа.
·           Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
·           Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Развивающие:
·           Развивать мелкую моторику рук.
·           Способствовать развитию творческих способностей.
·           Развивать способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при создании работ.
·           Способствовать развитию художественного, эстетического вкуса и фантазии детей.
·           Развивать внимание, память.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) подход, направленный на осознания себя в качестве личности, способной к самореализации – актуален. Что повышает самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих. Программа востребована детьми и родителями.
Участие педагога в создании творческих работ осуществляется «сквозь» ребёнка, то есть ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственных творческих работ и представлений о мире. Основная задача педагога – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости.
Занятия способствуют развитию любознательности, воспитывают чувство ответственности, приучают к самостоятельности. Выполнение творческих работ развивает образное мышление. Способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности дошкольников
Техника выполнения аппликации располагает большими воспитательными возможностями. Аппликация привлекает простотой изготовления и эффективными результатами. Прикладывание в определённой последовательности вырезанных деталей к основе учит образно мыслить и развивает координацию движений, для развития глазомера, моторики рук, формирования предложений о приёмах рациональной работы, совершенствования приёмов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами.
Работы, выполненные детьми, раскрывают их интересы, склонности к творчеству. Техника аппликации развивает первые чертёжные навыки, знакомит с основными геометрическими понятиями, воспитывает аккуратность и бережное, экономическое отношение к материалу.
В первый год обучения программа строится так, чтобы познакомить ребёнка с формами геометрии, цветовыми гаммами и видами тканей. Дети узнают свойства тканей: блестящая, с ворсом, с рисунком, однотонная, прозрачная, сминаемая, не сминаемая, пористая. Выполняют творческие работы, учитывая свойства тканей. Одним из способов развития воображения и фантазии у ребёнка, является выполнение необычных и неожиданных заданий.
Учебный план первого года обучения предусматривает работу с шаблонами геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
·           Использование цвета, как средства передачи настроения.
·           Украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного происхождения.
·           Умение передавать признаки необычности.
Второй год программы предусматривает выполнение аппликации по русским народным сказкам. Сказки – важное воспитательное средство. Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Жизнь и народная практика воспитания уже давно доказали их педагогическую ценность. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической философии, как веками накопленный коллективный опыт воспитания и обучения дошкольников: воплощенных в разнообразных творческих работах, выполненных в технике аппликация из ткани, созданных по русским народным сказкам.
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К. Д. Ушинский. «Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…», так как это живой образец процесса народного развития.
Учебный план второго года обучения предполагает выполнение аппликаций по русским народным сказкам. Например, тема: «Во саду ли, в огороде», предусматривает выполнение аппликации по сказке «Мужик и Медведь» - выполняется аппликация «Репка». Тема: «Дикие животные российских лесов», сказка «Маша и Медведь» - аппликация «Медведь».
По теме: «Ленивому, и солнце не вовремя встаёт», проводятся беседы о труде, изучаются пословицы о труде. Выполняются аппликации по сказкам: «Мороз Иванович», «Волк и лиса», «По щучьему веленью!». Особенной стала для обучающихся тема: «Одежда русских крестьян». По мотивам сказки К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Дети получили сведения о русской народной рубахе, узнали, что она бывает женской и мужской. Познакомились с атрибутами одежды такими как, кокошник, кушак и русский народный сарафан. Закрепили навыки по выполнению аппликации из ткани – выполнив русский сарафан, в технике аппликация из ткани Мозаика. Запоминающим стала фотосессия в настоящих русских народных костюмах.
С остальными темами можно познакомиться в программе.
Отличительные особенности. Активно включить дошкольника в учебную деятельность через игру - не новый прием. Несмотря на то, что основной вид деятельности на занятиях творчества - это практическая работа. Игры заставляют говорить даже самого застенчивого ребёнка. Педагогическая находка - присутствие третьего лица на занятиях - героя из сказки. На основах сказок дети учатся оценивать поступки персонажей, усваивают «что такое хорошо и что такое плохо». Именно он читает сказку, ведёт беседу, задаёт вопросы детям о поступках героев сказок – это раскрепощает детей, они не стесняются отвечать на вопросы. Такой положительный эмоциональный настрой на занятии приводит к эффективному творческому воспитанию. От уровня эмоционального настроя занятия зависит функциональное состояние дошкольников в процессе воспитательной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и практическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Оценочные материалы представлены в программе в виде карты мониторинга. Основные методы диагностики - это наблюдение, практическая работа.
Предусматриваются следующие формы занятий: учебное занятие, занятие – игра, практическая работа, творческий отчёт – выставка.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материала и закрепляется практическим освоением темы.
Промежуточным контролем и конечным итогом являются выставки в течение учебного года, участие в конкурсах.
Формы аттестации - наблюдение, практическая работа, игра, выставка, фестиваль художественного творчества, участие в конкурсах различного уровня.
Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного творчества носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести общие трудовые, специальные трудовые умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности. Выполнение аппликации в технике «Мозаика» приносит эффективные результаты. Заполнение шаблона кусочками ткани в определённой последовательности учит образно мыслить и развивает координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук, способствует развитию речи - а это важный момент подготовки детей к школе!
Февраль 2022