Конференции

    «СОКРОВИЩНИЦА», «КОПИЛКА» ИЛИ Я «КОЛЛЕКЦИОНЕР»

    Фадеева Галина Викторовна
    Воспитатель
    МАДОУ «Детский сад №400»,
    г.Пермь
    Всем, наверное, знакомо стихотворение Агния Барто «Милочка копилочка», дети сами того не зная, становятся коллекционерами, для них это игра, общение между сверстниками, неподдельный интерес к находкам и пополнение своей «Сокровищницы».
    …Только вдруг раздался стук,
    и у Милы из кармана
    что-то выкатилось вдруг.
    Покатились из прорехи
    и катушки и орехи,
    камни, запонки и пробки,
    бритва папина в коробке…
    В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
    Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуально это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
    Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
    Наши групповые коллекции: коллекция магнитов, динозавров, открыток и многое другое


    Кто такой коллекционер?
    Коллекционирование – целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность.
    Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека.
    Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой".
    Коллекционировать - собирать коллекцию каких-нибудь предметов.
    Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
    Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей:
    -Расширяет кругозор детей
    -Развивает познавательную активность
    -Развивает внимание, память, умение наблюдать, обобщать, выделять, комбинировать
    -Малыши учатся общению
    Коллекционирование является:
    -Доступным
    -Интересным
    -Результативным
    Виды коллекционирования
    Существует огромное количество видов этого увлекательного хобби, большинство из которых имеет свои нормативные названия.
    киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
    легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
    плангонология – собирание разных кукол.
    филолидия – собирание упаковок.
    филателия – собирание почтовых марок.
    бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
    нумизматика – собирание различных монет.
    Особенность коллекционирования заключается, согласно основным требованиям ФГОС ДО, «в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений».
    Требования к коллекциям детей дошкольного возраста:
    -Коллекция должна иметь представительный вид: альбом, большую коробку с ячейками (стаканчиками) одинаковой формы и размера и т.п.
    -Экспонаты должны быть чистыми
    -Безопасны
    Использование коллекции
    Коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
    в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира);
    в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
    в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;
    в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;
    в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря;
    в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества — рисунки, аппликации, макеты;
    в конструировании.
    Коллекционирование — как форма нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет расширять и углублять познавательные интересы детей.
    В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети, которые занимаются коллекционированием умнее тех детей, которые не знакомы с данным видом деятельности. Это связано с тем, что у дошкольников формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
    Таким образом, использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко, или улетающий осенний листок.
    Февраль 2022