Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Каменева Елена Николаевна
Преподаватель иностранного языка
ГБПОУ Невинномысский химико-технологический колледж
г. Невинномысск
В настоящее время одной из задач образовательного процесса является формирование у выпускников потребности учиться на протяжении всей жизни, развиваться, самосовершенствоваться, умея при этом работать в команде. Это вызвано требованиями общества к деятельностным способностям выпускников, желающих быть востребованными в производстве.
Методики обучения по дисциплине Иностранный язык в Невинномысском химико-технологическом колледже содержат ситуационные упражнения, ролевые и деловые игры, проектные задания практической направленности. Практическая направленность занятий даёт обучающимся возможность стать активными участниками процесса познания. Таким образом, принцип деятельностного обучения способствует многократному повторению действий, закрепляя навыки.
Деятельностный подход подразумевает сосредоточение педагогических методов на создание интенсивно усложняющейся деятельности, так как посредством личной деятельности происходит процесс самопознания, самосовершенствования. Как результат - умение применять полученные знания на практике.
На занятиях по дисциплине Иностранный язык применяются следующие принципы деятельностного подхода в обучении: принцип непрерывности, принцип целостности, принцип эмоциональной комфортности, вариативности, творчества.
Применяя принцип непрерывности, преподаватели колледжа учитывают психоэмоциональные особенности, а также возраст студентов. В образовательном процессе учитывается преемственность содержания обучения. Принцип целостности формирует у обучающихся целостносистемное представление о мире и о науке в нем. Под принципом эмоциональной комфортности на учебных занятиях подразумевается создание благоприятной доброжелательной атмосферы. Развитие вариативного мышления у студентов - это процесс формирования понимания возможности выбора наилучшего варианта при решении проблемы. Творческая составляющая в обучении ориентирует обучающихся на приобретение личного творческого опыта в образовательном процессе.
На учебных занятиях по дисциплине Иностранный язык преподаватели колледжа стремятся к тому, чтобы все занятия имели характер мотивированности для развития у обучающихся самостоятельности в достижении поставленной цели. Педагоги оказывают студентам помощь в формировании навыков самоконтроля и самооценки.
Усвоение знаний обучающимися подразумевает полноценное освоение составляющих учебной деятельности, таких как целеполагание, самоконтроль, самооценка. Соответственно учебная деятельность на занятиях опирается на действия обучающихся для поиска оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций практической направленности, на возрастающий объем самостоятельной деятельности студентов, на интенсивность их мыслительной активности для поиска способа решения конкретно поставленной учебной задачи.
Деятельностный подход на учебных занятиях способствует тому, что обучающийся становится деятелем в образовательном процессе, а преподаватель - это организатор данного процесса, показывающий на своем примере, что всё знать невозможно, но стремиться узнавать всё необходимо. Таким образом, создавая ситуацию успеха на занятиях, преподаватель помогает студенту избежать боязни совершить ошибку. У обучающегося появляется право на ошибку, на ее осознание, и в будущем на возможность ее избежать.
Деятельностный подход подразумевает совместную учебную деятельность обучающихся в сотрудничестве под руководством преподавателя. Для выполнения учебной деятельности преподаватели иностранного языка колледжа выделяют следующие составляющие: учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка. Соответственно для точного достижения поставленной учебной задачи необходимо, чтобы цель учебной деятельности стала значима для каждого обучающегося. Для того, чтобы познавательная мотивация была интересна каждому обучающемуся, студентам предлагается задание, которое не решается обычным способом и необходимо изобретать новый способ действия. При вопросно-ответной работе обучающиеся выполняют учебные действия для достижения учебной задачи. Осознание результатов своей деятельности у обучающихся происходит посредством действий самоконтроля. На данном этапе преподавателю важно поддерживать ситуацию успеха в каждом участнике образовательного процесса как стимул совершенствования обучающихся в познавательной деятельности.
Ряд педагогических технологий содержит деятельностный подход, например: проблемное обучение, проектная деятельность, интерактивные методы обучения. Данные технологии способствуют проявлению педагогического мастерства преподавателя, владеющего системно деятельностным подходом. Деятельностный подход предполагает, что преподаватель понимает, что обучение - это процесс сотрудничества основанного на взаимопонимании. Совместная деятельность "преподаватель - студент" достигает эффективности при согласованности целенаправленных действий, а также наличия системы стимулирования.
Таким образом, при деятельностной теории обучения основной акцент направлен на учебную деятельность обучающегося, его саморазвитие и в конечном итоге на формирование личности будущего выпускника. Учебный материал становится своего рода образовательной средой для самостоятельной деятельности обучающегося, и образовательная среда приобретает личную значимость для каждого студента. От этого во многом зависят как цели, так и смысл обучения, самооценка обучающимся результатов своего обучения.
Список литературы.
1. Воронцова И.Б. Личностно-деятельная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удмуртский университет. 2000.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс. 1996.
3. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. - М.: Педагогика. 2001, #2.
Февраль 2022