Высшая школа делового администрирования
Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Новицкая Валентина Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ д/с № 75,
г. Белгород
Цель дошкольного образования – разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на «школьные рельсы», а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции.
Интеграция – это состояние слияния отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.
Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведение музыки, литературы, живописи).
Содержание знаний педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе такой образовательной деятельности дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление знаний. В форме интегрированных занятий целесообразно проводить обобщающие занятия.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?». Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря.
Требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей;
- большая информативная емкость учебного материала;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Структура интегрированного занятия:
1) Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.
2) Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3) Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явления и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Преимущества интегрированных занятий:
- способствуют мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- основываются на нахождении новых связей между фактами;
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Трудности проведения интегрированного занятия:
- сложность отбора дидактического материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:
- обязательный учет содержания основной общеобразовательной программы детского сада;
- в интегрированном занятии объединяются блоки из различных областей, поэтому чрезвычайно важно определить главную цель интегрированного занятия. Если цель определена, то из содержания областей берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- при планировании требуется тщательно выдерживать структуру занятия, подбирать методы и средства обучения, а также определять оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии;
- при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы) требуется тщательная координация действий;
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- на интегрированных занятий целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи и т.д.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Интегрированное занятие ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре).
Анализ интегрированного занятия:
1) Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
2) Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных программ в процессе интеграции.
3) Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
4) Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке. Спонтанно ли осуществляется это занятие или проводится в соответствии с комплексно-тематическим планом группы и ДОУ в целом?
5) Формы проведения занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
6) Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне?
7) Результаты деятельности детей в интегрированном занятии: представление о проблеме, широта их кругозора, культура суждений, культура речи, эмоциональная вовлеченность в проблему.
Педагогическая и методическая технология интегрированного занятия может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых схем-моделей, проявление творческой активности педагога.
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.
Февраль 2022