Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Голубева Ирина Андреевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ»,
г. Северодвинск.
Использование игровых технологий в урочной деятельности с младшими школьниками с ОВЗ
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью. Не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках существенным образом влияют на формирование знаний учащихся, а также методы и формы, используемые учителем на уроке. Что касается категории учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью), на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Узость, замедленность протекания всех психических процессов, недостаточная мотивация протекают на фоне недостаточной познавательной активности детей, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания и применения изученного материала. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает ребенка к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, который ставит главную цель - развитие личности учащегося. Таким образом, учитель должен перестать быть для учащихся лишь источником знаний, а ученик же должен стать активным участником учебного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относится игра.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.
Игры, используемые в коррекционно-образовательной деятельности, выполняют следующие функции:
§  обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
§  диагностическую (дают возможность учителю логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
§  терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
§  коррекционную (вносят позитивные изменения в становление личности ребенка);
§  развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты применяют различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Также при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены видов деятельности;
- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Поиск новых игр и методических приемов направлен на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Примерные игры, используемые на уроках русского языка для младших школьников с ОВЗ:
1)         Игра «Рассели животных». Ребенку предлагается карточка с изображением домика, а также карточки со слогами и карточки с изображениями животных. Из слогов ребенку необходимо составить название животного, сопоставить его с изображением и поселить в домик. Затем прочитать все получившиеся слова;
2)         Игра «Составь слово». Ребенку предлагается набор букв разного цвета. Необходимо разложить предложенные буквы по цветам, затем составить из них слова;
3)         Игра «Подбери картинку» (используется для детей с ТМНР). Ребенку предлагается иллюстрация и несколько различных слов или предложений. Необходимо подобрать к картинке соответствующее слово, прочитать и записать его
4)         Игра «Найди ошибку»
5)         Игра «Кроссворд»;
6)         Игра «Ребус».
С помощью игровых приёмов поддерживается стойкий интерес к занятиям, появляется желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Результативность освоения учащимися содержания уроков с использованием игровых технологий можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.
Список использованной литературы:
1)         Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.:ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2)         Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М.Бгажноковой. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
3)         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.- 275с.
Февраль 2022