Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Семенцова Наталья Анатольевна
воспитатель
МОУ «Лентьевская школа»
Вологодская область Устюженский район
д. Лентьево
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с нарушениями речи. Часто в детских садах с этой проблемой приходится справляться воспитателям, так как нет других специалистов. При работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в развитии речевого дыхания: у них очень слабый вдох и выдох, неумелое распределение дыхания по словам, торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе.
А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма и самое главное для формирования правильной и красивой речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхани происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Когда я увидела проблему у воспитанников своей группы, то решила углубиться в теоретический материал и пришла к выводу, чтобы научить ребенка правильно говорить, надо научить его правильно дышать.
Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
- формирование длительного фонационного выдоха,
- формирование речевого выдоха.
Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.
Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
А теперь я хочу познакомить с некоторыми упражнениями и играми, которые помогут научить детей плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
1. «Покатай карандаш».
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
3. «Узнай по запаху». Узнай по запаху яблоко, чеснок, лук. Учить втягивать воздух носом и медленно выдыхать через рот.
4. «Перышко» Сдуй с руки перышко.
5 «Загнать мяч в ворота».
Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на поролоновый шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в ворота. Обращайте вниматие на то, чтобы ребенок не надувал щеки.

6. «Ветряная мельница».
Для этой игры необходима вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»
7. «Бабочка».
Бабочка сидит на цветке и не может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

8. «Задуй свечку»
Ребенку предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
9. «Лопнула шина»
Ребенок разводит руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе произносит медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, ребенок делает непроизвольно вдох.
10. «Накачать шину»
Ребенку предлагают накачать «лопнувшую шину». Он сжимает перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
11.«Сдуй снежинку».
Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.
12. «Остуди чай».
В чашке горячий чай. Подуй на него, чтобы остудить.

13. «Солнышко»
Солнышку скучно. Раскрути его как можно сильнее.

14 «Веселый зоопарк»
Помоги слонику (киту) подуть на мячик, что бы он поднялся как можно выше.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий:
— не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
Если все это выполнять, быть позитивным, использовать разные виды игр, то результат не заставит себя ждать!
Февраль 2022