Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

УЧИСЬ ИГРАЯ, ИЛИ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аржановская Наталья Владимировна,
учитель начальных классов,
СОШ п. Сосновка,
п. Сосновка Белоярского района ХМАО-Югры
Учись играя, или игровые методы на уроках обучения грамоте как инструмент повышения функциональной грамотности
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу самым главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.
Работая учителем начальных классов, убедилась в том, что именно игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал, делают процесс обучения занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение и в своей работе стала использовать именно данный метод.
Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.
Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать); игра – более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. В игре также происходит активизация познавательных действий. Правила игры сами определяют дисциплинарные рамки. Игроки и команды соблюдают их играя. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Оценка знаний и действий ученика на уроке - обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников. Помимо развития и коррекции собственно познавательных процессов (мышления, воображения, памяти как таковых) необходимо обеспечить и формирование такого важного их качества, как раскованность, раскрепощенность.
Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Игры требуют от педагога особого искусства в их применении. Ведь в них, с одной стороны, должно быть, правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию развлекательный эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику.
Принципиально важно давать игровое задание каждому ребёнку так, чтобы максимально предотвратить возможность ошибки при его выполнении. Понятно, что это возможно только в том случае, когда учитель хорошо знает реальные возможности каждого школьника, чутко реагирует на любые негативные проявления по ходу игры. Каждый новый тип игр вводится именно тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, нужно заранее точно знать, какие именно операции и на каком этапе их становления закрепляются в игре, каковы доля и характер участия в игре каждого ученика класса.
Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Раньше у меня часто было так, что не успевала проводить игру на уроке, т.к. всё время уходит на учебные задания (особенно в 1 классе, темп работы медленный). Но позже я поняла, что игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Не нужно забывать о том, что учебно-познавательная мотивация (один из важнейших компонентов учебной деятельности) у детей этого возраста особенно успешно формируется именно интересной для них учебной игре.
Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.
Игра «Назови слово с нужным звуком»
Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Обязательно с интонационным выделением этого звука и объяснить место его (в начале, середине или конце слова). Но к такому приёму приходится прибегать лишь на первых уроках. Активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, но выслушать нужно ответы каждого ребёнка. Обязательно кто-нибудь ошибётся и либо назовёт слово с твёрдым согласным звуком вместо мягкого, либо слово будет похоже по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука. На такой случай у учителя должен быть всегда наготове набор слов и загадок, либо наводящий вопрос типа «Что у меня сейчас под ногами?» или «Как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот?» Ребёнок ещё не понимает, что в его ответе будет нужный звук, он просто торопливо говорит слово, а учитель уже радуется и хвалит его: «Какой молодец!» И, загрустивший было ребёнок, вновь радостно включается в общую игру. Важно показать каждому ученику класса, что играть легко и интересно, что учитель его обязательно похвалит. В тот момент, когда учитель замечает, что словарный запас детей постепенно истощается, нужно поменять задание.
Игра «Назови слово с нужным звуком» проводится на каждом уроке обучения грамоте. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры очень важно для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале дети называют только предметы. Постепенно можно внести дополнительное условие игры: называть можно только те слова со [р], которые обозначают вкусные вещи, или такие слова, которые обозначают предметы в нашем доме, и т.д. Постепенно можно вводить в игру и другие части речи – прилагательные, глаголы.
Конечно, эта игра является серьёзным учебным заданием. В игру его превращает стиль его проведения (эмоциональность, темп) и элемент соревновательности: кто назовёт больше слов. Поэтому за каждое правильно названное слово ребёнку можно вручать какую-нибудь награду (фишку, жетон и т.п.). Награды должны быть просто символом, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя, назвавшего наибольшее количество слов.
Игровое упражнение «Как тебя зовут?»
Вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.
Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребёнка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.
Игра «Назови похожее»
Эта игра вводится для отработки различения твёрдых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком («сыр»-«сок», «кит»-«кино») или с любым твёрдым согласным («сыр»-«молоток», «кит»-«лента»). Условия игры оговариваются заранее. Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого (мягкого) согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой (твёрдой) пары («рука»-«река», «вилка»-«вода») или с любого мягкого (твёрдого) согласного звука («рука»-«мясо», «вилка»-«молоко»).
При проведении этих игр нужно постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому.
Игра «Живые звуки»
Проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Детей на игру можно пригласить разными способами:
1.          играют дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?
2.          учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.
Ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам (буквам), которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук».
Обратите внимание, какие сложные задания выполняют ученики. Каждый ребёнок, выполняющий роль звука, должен всё знать и помнить о своём звуке.
Игра «Придумай слово по модели»
Эта игра вводится в конце курса обучения, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твёрдые и мягкие, и хорошо слышат их в словах. Но нужно учесть, что эта игра может быть интересной и полезной для учеников только в том случае, если их к ней специально подготовили. А для этого необходимо после проведения звукового анализа каждого слова обращать внимание детей на то, какая модель получилась, была ли уже на уроке точно такая модель слова.
Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным – трёхзвуковая модель. Обязательно каждое названное слово должно быть «прочитано».
Когда игра начинает идти легко и быстро, можно по ходу игры поменять фишки: вместо синей поставить зелёную и, конечно, обратить внимание класса: «А теперь какие слова будем называть?» Но усложнения нужно проводить постепенно, помня о том, что в этой игре дети выполняют очень трудное задание: прежде чем назвать слово, они должны мысленно провести его полный звуковой анализ, оценить качественную характеристику всех звуков.
«Кто внимательный»
Это не игра, а скорее дидактическое упражнение. В ходе урока дети получают задание положить перед собой две карточки, обозначающие твёрдый и мягкий согласные звуки. Карточки кладутся одна под другой. Затем нужно положить после синей карточки те гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной карточкой, – те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Это задание учащиеся должны выполнять почти на каждом уроке, постепенно увеличивая число букв: сначала за каждой карточкой стоит по одной букве – «а», «я», затем их число увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду. Если не задавать таких вопросов, как например, «Какая буква означает [у] после мягкого согласного?», то есть опасность, что дети механически запомнят буквы и будут выставлять их, не ориентируясь на изученное правило.
Когда это задание выполнено, начинается игра. Ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет две буквы из одного ряда в другой, меняет их местами. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось.
Игра «Найди свой домик»
Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.
Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут карточки: один – синюю, другой – зелёную. Эти дети – ведущие. Ведущие выбираются из учащихся, которые отлично усвоили учебную задачу, не делают ошибок в самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике.
Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру.
Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в неё играют и хотят быть ведущими-проверяющими.
В любом виде деятельности на уроке учитель продолжает формировать у своих учеников учебную деятельность – умение контролировать свои действия, оценивать их правильность или неправильность.
Необходимо включать игры в каждый урок, а если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то очень скоро можно заметить, как растут знания учеников, как быстро формируется их желание и умение учиться, как формируется функциональная грамотность у обучающихся.

Февраль 2022