Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

Афанасьева Мария Викторовна,
учитель начальных классов,
МКОУ "СОШ № 6",
с. Арылах Мирнинского района РС (Я)
Срок реализации программы:
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Цель программы:
·           предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития,
·           сохранение их здоровья и эмоционального благополучия.
·           формирование положительного отношения к школе и процессу обучения
Задачи программы:
·           создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;
·           обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;
·           укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
·           повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
·           повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
·           оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.
Принципы:
·           Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
·           Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
·           Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
·           Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
·           Открытость. Заключается в том, что в школе предшкольной подготовки работают педагоги разной специфики по программам, которые одобрены педагогическим советом или прошедшие экспертизу.
·           Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
·           Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.
Ожидаемые результаты:
·           обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
·           сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
·           коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
·           повышение уровня педагогической компетентности родителей;
o             обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
Пользователи программы.
Пользователями программы являются:
·           Воспитанники дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в школу;
·           Родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
·           Учителя начальных классов;
·           Администрация школы;
Программа строится по 3 направлениям:
1.          Занимательная математика и логика.
2.          Обучение грамоте
3.          Письмо (Развитие моторики).
Планируемые результаты программы

Предмет


УУД

личностные

 предметные

 метопредметные

Обучение грамоте и письмо


-освоить роль ученика;

-развитие положительных мотивов к учебной деятельности;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

пробуждение познавательного интереса к языку.


-называть правильно элементы букв;

-находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв;

-конструировать букву из различных элементов.

-анализировать написанную букву;

-воспроизводить форму буквы и её соединения по алгоритму;

-соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

-сравнивать написанную букву с образцом;

-писать слоги, слова;

-списывать с рукописного и печатного текста;

-перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную);

-писать под диктовку буквы, слоги;

-соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма;

-развитие речи, мышления, воображения дошкольников;

-овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема.


-учиться работать по предложенному плану;

-выработка умения работать в паре, группе;

-добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания;

-оформлять свою речь;

-слушать и слышать речь других;

-перерабатывать полученную информацию:

-сравнивать и группировать

предметы и явления.



3.Математика.


формирование интереса (мотивации) к изучению предмета математики;

-развитие навыков сотрудничества; -развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;

-развитие чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания.


-Развитие математической речи, вычислительных навыков с числами в пределах 10

-Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание

-Распознавание и изображения геометрических фигур

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока математик;

-умение оценивать свои успехи и неуспехи.

-овладение первоначальными умениями выполнения логических действий: анализа, синтеза, сравнения.

-формировать умения слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения.

-умение применять полученные знания на практике, в жизни.



Учебный план

Название направления

Количество часов

1

Занимательная математика и логика.

16

2

Обучение грамоте.

16

3

 Письмо (Развитие моторики).

16

Итого:

48


Занятия проводятся по субботам по 3 занятия длительностью 30 минут каждое. Период реализации – ноябрь – апрель.
Содержание программы и тематическое планирование по курсу
«Занимательная математика и логика».
Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
Программой предусмотрено изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.
Основу начального курса математики составляют представление о натуральном числе и 0, (числа от 1 до 10).
Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.
Неотъемлемая часть обучения математике является развитие высших психических процессов. В связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.
Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.
Задачи обучения математике:
1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства.
2. Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке
3. Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве
5. Развивать мыслительные операции.
Тематическое планирование по курсу
«Занимательная математика и логика»
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Количество и счет.
Дети должны знать:
- Название чисел в пределах 10;
- Соседей чисел в пределах 10
Дети должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10;
- устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
Величина.
Дети должны уметь:
- сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
- измерять длину предметов с помощью условной единицы.
Ориентировка в пространстве.
Дети должны уметь:
- выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам;
- уметь ориентироваться на листе бумаги.
Литература к курсу «Занимательная математика и логика»:
1.          Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
2.          Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999.
3.          Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
4.          Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.
5.          Узорова О. В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М: АСТ «Астрель».
6.          Холодова О. За три месяца до школы. Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2010.
7.Рабочая тетрадь Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина. Учимся считать. – М.: «РОСМЭН», 2015.
Содержание программы и тематическое планирование по курсу
«Обучение грамоте и письмо (развитие моторики рук)».
Курс «Обучение грамоте и письмо (развитие моторики рук)» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму и развитие связной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково е? назначение, ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрены словарная работа в виде слов для звукового анализа, а также развития активного словарного запаса путём работы над лексическим значением слов. Некоторые слова связаны с национально-региональным компонентом.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.
Развитие связной речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению и письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
Таким образом, курс «Обучение грамоте и письмо (развитие мелкой моторики рук)» решает задачи подготовки детей к обучению чтения, письму и совершенствованию связной речи ребенка.
В планировании представлены элементы двух разделов «Обучение грамоте» и «Письмо (Развитие моторики)». Предусмотрены слова для проведения словарной работы, которая заключается в выделении необходимого звука, проведении лексической работы, составлении словосочетаний, предложений и другой работы, направленной на развитие речи воспитанников.
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
- правильно произносить все изученные звуки;
- выделять из слов звуки, определять их место в слове (вначале, в середине, в конце);
- отчетливо и ясно произносить слова;
- произносить слова по слогам;
- выделять слова и предложения из речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- раскрывать смысл несложных слов в том числе этнического характера;
- давать описания знакомого предмета;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Февраль 2022