Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зарапина Ольга Викторовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 8 «Рябинка»
город Котовск Тамбовской области
Актуальность игровых методов бесконечна. И данная мысль подтверждается словами известного педагога А.С.Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Об этом надо помнить каждому взрослому человеку, контактирующему с детьми.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находила как в народной педагогике, так и в современных дошкольных образовательных учреждениях. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Современному педагогу следует помнить, что игровые методы позволяют расширить спектр воздействия на личность ребенка: позитивное выстраивание контакта в рамках «взрослый – ребенок», формирование коммуникативных умений и навыков, развитие когнитивных способностей, мотивация ребенка к получению знаний.
Интерес детей всегда проявляется в детских играх. А это значит, что содержание игры и применение игровых методов зависит от состава детей группы, а также игрушек, которые им интересны. Нередко воспитатели считают, что игровые приемы в работе со старшими дошкольниками не нужны. Очень часто это объясняется необходимостью подготовки детей к школе. И, к большому сожалению, на современном этапе в детских садах неоправданно широко применяются методы и приемы школьного обучения. Но, как показывает опыт работы и многочисленные наблюдения, старшие дошкольники с радостью и удовольствием воспринимает игровое воздействие. Чем же нужно руководствоваться воспитателю, придумывая и применяя игровые методы при обучении изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте?
Длительное сохранение игры в изодеятельности старших дошкольников – это потребность пережить яркое событие, желание стать активным его участником. Чем выше интерес детей к воспроизводимому явлению, чем сильнее впечатление, тем ярче проявляются игровые моменты в изобразительной деятельности. Игровой способ развития замысла, т.е. постановки игровой задачи и изобразительный способ его решения – наиболее продуктивный и полезный путь развития изобразительной деятельности старшего дошкольника. При организации этой деятельности воспитатель поддерживает игровое отношение к образу, направляет ребенка на изобразительный способ выполнения сюжетно – игрового замысла, что, в свою очередь способствует развитию изобразительного творчества детей. Несомненно, изобразительная деятельность старших дошкольников отличается некоторой спецификой и в соответствии с развивающимися интересами детей изменяется и содержание игровых приемов, ведущим становится общение. Придумывая сюжеты игры, педагог опирается как на непосредственный, так и опосредованный опыт детей. Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в ролевой и повествовательной речи дошкольников.
Игровые приемы на занятиях со старшими дошкольниками используют своеобразно. Так, прием обыгрывания предметов, применяется при общении с любыми сказочными персонажами. Дети украшают платье для Золушки, одевают ее на бал, создают платье для магазина «Одежда» (декоративное рисование), приглашают Незнайку в гости и т.д. обыгрывание игрушек напоминает «режиссерскую» игру: ни педагог, ни дети не берут на себя конкретную роль, а лишь организуют взаимодействие персонажей. При этом, дополнительные средства ролевого поведения (жест, интонация) должны быть очень выразительными. В противном случае диалоги могут быть утомительными.
Прием обыгрывания незаконченного изображения при создании сюжетного рисунка побуждает ребенка передавать сюжетную связь изобразительным способом. И задача воспитателя «диалогом обыгрывания» переключить внимание ребенка на возможность передать выразительными средствами особенности рисунка (на спортсменов «надевают» форму, «пускают» зрителей). Ведущее значение имеет речь, разнообразная и выразительная, вводящая детей в изображение, создающая воображаемую ситуацию.
Со старшими дошкольниками применяются приемы сюжетной дидактической игры. При этом деятельность всего занятия строится по типу, какой – либо деятельности взрослых (художники народных промыслов – декоративное рисование, строители домов - аппликация). Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей ролью, вызвать у них желание принять ее. Например, накануне занятия старшим дошкольникам можно показать набор чайного сервиза для кукол с недостающими предметами, которые поломали малыши. И во время игры малыши ссорятся, т.к. всем не хватает чашек с блюдцами. Старших дошкольников надо подвести к принятию решения – изготовить посуду и предложить им роль мастеров. Дальнейшие действия педагога должны подчеркнуть обоснование предварительного замысла, планирования (красивая посуда получается у того мастера, который сначала придумывает что и как будет лепить). Для демонстрации и обучения приемам предварительного создания образа некоторым «мастерам» предлагается рассказать, какую посуду они придумали. Воспитатель на таких занятиях принимает роль главного мастера и от его лица может давать советы, помогать, оценивать.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается игровой мотив, общественно направленный по содержанию. Наличие у них нужной информации позволяет опираться на имеющийся непосредственный и опосредованный опыт.
Несомненно, игровые приемы на занятиях со старшими дошкольниками применяются реже, чем в младших группах. Это объясняется тем, что у них (старших дошкольников) сформирован относительно высокий уровень изобразительных умений. В работе с детьми старшего дошкольного возраста следует использовать общественно направленную мотивацию, а создается она определенным эмоционально – интеллектуальным опытом детей, приобретенным ими вне данного занятия.
Список использованных источников
1.         Григорьева Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.- Москва - Просвещение, - 1995.
2.         Комарова Т. – Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., - 1991.
Февраль 2022