Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Макарьева Лилия Гейбатовна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ с. Васильевка
Методическая разработка для учителей начальной школы «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Применение игровых технологий в начальной школе
Применение игровых технологий обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Использование игр на уроках является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов.
Интерактивные игры в начальной школе
Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения.
Игра для пар сменного состава "Ручеек № 1"
Примечание: Эту игру можно использовать на уроке математики в первом классе. В процессе данной игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяс­нять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне ее (выполняет контролирующую функцию).
Цели:
•      закрепить и обобщить знания о составе чисел;
•      отработать навыки контроля в паре.
Оборудование: карточки с цифрами от 0 до 9 (количество карточек соответствует количеству игроков), свисток, губная гармошка и пр.
Ход игры
1.      Дети встают в пары друг за другом, как в игре "Ручеек", берут в руки карточки.
2.      Лишний игрок водит.
3.      Учитель дает задание - повторить состав, например, числа б.
4.      По сигналу учителя (хлопку, свистку, звуку бубна, губной гармошки) водящий игрок произ­носит: "Все знают, что б - это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и еще...". Далее водящий находит себе пару и добавляет:"... и еще 4". Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они вста­ют в конец "ручейка".
5.      Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: "Все знают, что 6 - это 1 и еще..и т. д.
6.      Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа
Игра для пар сменного состава "Ручеек № 2"
Примечание: Игру можно использовать на уроке обучения грамоте (чтение слогов) в первом классе, на уроках математики (переместительное свойство сложения, таблица умножения и деле­ния и т. д.).
Цели:
•      отработать вход в диалог и выход из него;
•      закрепить и обобщить знания по теме.
Оборудование: карточки с записью выражений (1 + б, 2 + 8, 3 + 5,4 + 3 и т. д.), колокольчик (для подачи сигнала).
Ход игры
1.      Учитель объясняет и отрабатывает с учениками ритуал входа и выхода из диалога:
•      поздороваться, пожав друг другу руки;
•      договориться, кто первый начнет диалог;
•      выполнить задание, поменяться ролями;
•      поблагодарить: "Спасибо за работу"; можно в стихотворной форме: "Потрудился ты не зря, тебе спасибо от меня";
•      поклониться, пожать друг другу руки;
•      по сигналу учителя попрощаться.
Выполнение ритуала строго обязательно! Впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей.
2.      Класс делится на две части. Дети встают попарно, напротив друг друга в две линейки.
3.      По сигналу учителя игра начинается. Дети приветствуют друг друга и по очереди предлага­ют найти значение выражений.
1-й ученик: внимательно прочитай мой пример и реши.
2-й ученик: сумма чисел 2 и 8 равна 10, или 2 + 8 получится 10.
1-й ученик: как удобнее сосчитать?
2-й ученик: к 8 прибавить 2.
1-й ученик: объясни, почему?
2-й ученик: легче к большему числу прибавить меньшее.
Затем ученики меняются ролями: второй ученик предлагает первому свое выражение и про­сит найти его значение.
4.      Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются, и второй ряд делает шаг вправо (первый остается на месте). Произошла смена партнера. Оставшийся лишний игрок (в кон­це "ручейка") бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.
Игра для пар сменного состава "Карусель"
Примечание: Эту игру можно использовать практически на любом уроке, например на уроке математики (сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел, таблица умножения и деления, составление обратных задач, угадывание видов простых задач); при обучении грамоте (чтение слогов, двух-, трехсложных слов); на уроке русского языка (объяснение орфограмм в слове, под­бор антонимов, синонимов, определение частей речи); на уроке литературного чтения (объясне­ние значений слов и т. д.).
Цели:
·           задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!);
·           закрепить и обобщить знания по определенной теме.
Оборудование: карточки с записью выражений: 2 х 8; б х 3; 3 х 4; 5 х 2 и т. д.; погремушка (для подачи сигнала).
Ход игры
1.         Ритуал входа и выхода из диалога такой же, как в игре "Ручеек".
2.         Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив учени­ка из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.
3.         По сигналу учителя дети начинают игру.
4.         Пары "карусели" приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.
1-й ученик: найди значение выражения 2x8.
2-й ученик: шестнадцать. (Если ошибка - попросить объяснить.)
1-й ученик: правильно.
2-й ученик: теперь посмотри на мою карточку. (На карточке: 2 х 9.)
1-й ученик: восемнадцать.
5.      По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг оста­ется на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.
Игра для пар сменного состава "Карусель в двух группах"
Примечание: Благодаря этому приему повышается плотность, эффективность урока (за 7-8 ми­нут - сразу две формы работы, больший объем содержания). Во время игры учитываются способ­ности детей: первая группа, "кружась на карусели", читает слоги, а вторая - двух-, трехсложные слова (или дети из первой группы предлагают друг другу по одному примеру, а дети из второй группы - по два примера).
Ход игры
1.   Учитель раскладывает перед детьми жетоны с изображениями сказочных героев, например Карлсона и Винни Пуха. Половина жетонов - с одним героем, другая - со вторым.
2.     Ребята, сидя за партами, выбирают понравившуюся картинку.
3.   По сигналу дети с жетонами "Карлсон" во главе с учителем образуют первую группу и уеди­няются в уголке класса. Дети с жетонами "Винни Пух" во главе с ассистентом становятся второй группой.
4.   Первая группа получает карточки с более легкими заданиями, вторая - с заданиями повы­шенной сложности.
5.     Обе команды выстраиваются в две "карусели" и по сигналу начинают движение.
6.     Учитель контролирует работу в первой группе, ассистент - во второй.
Внимание! Чтобы ученики правильно выбрали группы в соответствии с уровнем развития, учитель может использовать прием заранее спрогнозированного выбора (применить т. н. микро­педагогику), тактично посоветовав ученику сегодня выбрать Карлсона и т. д.
Игра для пар сменного состава "Пересадки"
Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения.
Цели:
·           закрепить и систематизировать знания учащихся по теме"Сказки-несказки В.В. Бианки";
·           отработать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстами (например, сказки-несказки В.В. Бианки "Крот и Заяц","Лягушонок и Ящерка","Коростель и Грач","Белка и Енот","Медведь, Енот, Еж и Мышь" и др.).
Ход игры
1.     Дети выбирают карточки с текстами.
2.   По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим тек­стом.
3.   Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за пар­ту на незанятое место.
4.   Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания.
5.   Второй ученик предлагает первому свою карточку (т. е. происходит обмен заданиями).
6.   По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.
7.   Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются "по горизонтали" или "по вертикали", отсюда название игры - "Пере­садки").
Игра для пар сменного состава "Школа разведки"
Примечание: Игру можно использовать на любом уроке, например на уроке русского языка по теме "Части речи".
Цели:
•    отработать навыки взаимоконтроля в паре;
•    обобщить знания по теме "Части речи".
Оборудование:
·       карточки с названиями частей речи: "Глагол", "Существительное";
·       карточки со словами: "играет", "рисовал", "будет петь", "снег", "река", "мама", "красный", "те­плое" и т. д.;
·       карточки с вопросами:"Что делает?","Кто?","Что?","Что делал?","Какой?","Какое?"и т. д.;
·       бубен (для подачи сигнала).


Ход игры
1.   Детям объявляют, что они поступили в "школу разведки" (антураж может быть и другим, это лишь вариант).
2.   Раздаются "секретные карточки-пароли", их пока нельзя никому показывать.
3.   Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол - таких детей двое), будут разведчиками-генералами.
4.   Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.
5.   Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами.
6.   По сигналу учителя два разведчика-генерала "Существительное" и "Глагол" отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена суще­ствительные; во второй группе - слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на кото­рые отвечают глаголы.
7.   Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.
8.   В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по коман­дам (вспомнить правило и т. д.).
Игра для пар сменного состава "Иду в гости"
Примечание: Эту игру можно использовать на уроке русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее".
Цели:
•        закрепить полученные знания;
•        отработать вход в диалог и выход из него.
Оборудование:
•        специальные карточки с заданиями (по количеству "хозяев");
•        ручки и карандаши для выполнения письменных заданий.
Ход игры
1.     Объяснить алгоритм работы с карточками.
2.    Отработать ритуал входа и выхода из диалога. Выполнение ритуала строго обязательно (впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей).
Ритуал входа и выхода:
•        действия гостя:
-              найти свободного "хозяина";
-              постучать;
-              поздороваться;
-              после приглашения сесть с "хозяином" и "съесть угощение", т. е. выполнить предложен­ное задание;
-              получить оценку;
-              попрощаться;
-              найти нового свободного "хозяина" и повторить цикл;
•        действия хозяина:
-              поздороваться с "гостем";
-              пригласить войти, сесть;
-              "угостить заданием". Каждому гостю дают только один вопрос, пример или одно пред­ложение из карточки;
-              если "гость" выполнил задание и объяснил его - поставить оценку ("вручить подарок");
-              ждать следующего "гостя", зазывая его пригласительным жестом. Затем повторить все сначала (второму "гостю" предложить второе "угощение"- задание).
3.    Разделить класс на две равные части: "хозяева" и "гости". "Гости" выходят к доске и ждут сиг­нала. "Хозяева" рассаживаются так, чтобы рядом было свободное место. Учитель или ассистент раздают карточки.
4.    "Гости" ищут свободного партнера, отмечаются (записывают в первой графе карточки свои имя, фамилию), выполняют задание (во второй графе карточки), "хозяева" проверяют и оценива­ют работу. Учитель помогает найти свободное место и соблюдать правила дружной работы.
5.      Игра заканчивается по сигналу учителя.
6.    Подведение итогов. В целях экономии времени подвести итоги можно выборочно. Попро­сить двух-трех хозяев рассказать о том, кто приходил к ним в гости и как они справились «угоще­нием», т. е. заданием.
7.    Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает с комментариями на следующий день.
Внимание! Если учителю по ходу игры нужно дать кому-то указания, то говорить следует так, чтобы их слышал только тот, кому они адресованы. Громкие замечания прерывают игру.
И дети, и учитель выполняют правила дружной работы:
•         работая в паре, я вежлив и внимателен;
•         говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнер;
•         вторгаться в работу другой пары запрещено. Нужно подождать, когда кто-нибудь освободится.
Игра для пар сменного состава и групп "Суета"
Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения по теме "Басни Л.Н. Толстого".
Цели:
•         обобщить знания обучающихся по теме "Басни Л.Н. Толстого";
•         развивать речь обучающихся;
•         учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде.
Оборудование:
•         карточки с отрывками из басен Л.Н. Толстого (каждая басня печатается на листе, а затем разрезается на 3-5 частей по 3-4 предложения);
•         карточки с названиями басен;
•         карточки с вопросами для каждой группы;
•         ручки, карандаши, листы бумаги.
Ход игры
1.    Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отрывки из басен Л.Н. Тол­стого, и отдельно - карточки с их названиями.
2.      Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом.
3.    Обучающийся должен прочитать текст, вспомнить название басни, найти остальные части ее текста.
4.      Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки.
5.    Таким образом, ребята объединяются в группы. Первая группа складывает басню "Лгун", вто­рая - "Муравей и голубка", третья - "Осел и лошадь" и четвертая - "Лев и мышь". Получаются раз­ноуровневые группы: у одних басня короче, у других - длиннее, сложнее.
6.    Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточ­ках вопросами. Время работы групп ограничено.
7.      После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет представителей от каждой группы.
Вопросы:
1.         Почему осел попросил помощи у лошади? Что сделал хозяин после смерти осла?
2.         Почему мальчика называли лгуном? Сколько раз мальчик обманывал мужиков? Что случи­лось со стадом?
3.         Как голубка помогла муравью? Как муравей отблагодарил голубку?
4.         Какова основная мысль басни "Лев и мышь"? Подходит ли к этой басне пословица "Добра желаешь - добро и делай"?
Игра "Разбегалочки"
Примечание: Игра представлена на примере урока математики в первом классе по теме "Сложе­ние и вычитание в пределах 10". В этой игре ребенок может работать один, в паре или в группе; имеет возможность выбрать карточку низкого, среднего или высокого уровня сложности. В ходе игры дети должны учиться быстро, тихо, без суеты занимать места в соответствии с пиктограммами.
Цели:
•         закрепить, систематизировать знания по теме;
•         запомнить пиктограммы, их значение.
Оборудование:
•         крупное изображение на подставках каждой пиктограммы в отдельности;
•         мелкие "пиктограммы-посредники" (по количеству учеников в классе);
•         набор индивидуальных, парных, групповых карточек различного уровня сложности, соот­ветствующих теме урока.
Ход игры
1. До начала игры учитель и ассистент расставляют крупные пиктограммы на подставках в определенные места класса. Таких "игровых зон" получится три.
2.    Учитель раскладывает карточки с заданиями. В первую "игровую зону" с пиктограммой ☺ ☺ - парные карточки различного уровня сложности. Во вторую с пиктограммой ☺ ☺ ☺ ☺ - групповые карточки. В третью с пиктограммой ☺ - индивидуальные карточки.
3.      Дети выбирают мелкие "пиктограммы-посредники".
4.   По сигналу учителя дети бегут в ту "игровую зону", которая обозначена на "пиктограмме - посреднике".
5.    Дети сверяют пиктограммы и пожимают друг другу руки, если все правильно. Прибежавшие "не туда" ученики вслух объясняют ошибку и исправляются.
6.      Дети выбирают карточки с заданиями, выполняют их и отчитываются [17, с. 64].
Вывод: в учебном процессе применяются различные модификации игр, и каждая уникальна и востребована по-своему. Результативность различных игр зависит, во-пер­вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч­ными дидактическими упражнениями.
Заключение
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Познавательные мотивы:
1. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
2. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
3. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
4. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
5. Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
6. В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
7. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
Февраль 2022