Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРА – ОКНО В МИР ЗНАНИЙ

Губкина Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №79»
город Пермь
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Игровой приём – один из важнейших приёмов в начальной школе. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление. Ребёнок находит ответы на вопросы «Как?», «Когда», «Что?», «Почему?» в результате выполнения определённых практических действий с предметами. Значит, практический метод обучения является ведущим в процессе обучения детей младшего возраста.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. При помощи игры можно добиться усвоения и закрепления знаний учащихся. При этом важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной задачей.
Дидактические игры проводятся с целью повторения, закрепления или проверки усвоения изученного материала. Игры развивают творческое мышление, формируют коммуникативные навыки, нормы поведения.
Обычно игра направлена на решение нескольких задач, а ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического использования игр в учебном процессе у детей развивается гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение.
При помощи умело построенной игры учитель может добиться усвоения знаний и их закрепления у учащихся. В игре легче осуществить индивидуально-дифференцированный подход к ученикам. Есть дети, которые неохотно выходят к доске, не уверены в своих силах, знаниях. А играть любят все дети без исключения. Поэтому нужно привлекать таких учеников в игру, чтобы повысить уровень самооценки, уверенности в своих силах.
Количество игровых моментов не должно быть слишком много. Необходимо продумывать поэтапное их распределение:
- в начале урока игра должна мотивировать, организовать ребёнка;
- в середине урока – цель игры должна быть направлена на усвоение темы;
-в конце урока игра может быть направлена на отработку полученных знаний.
На любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включающей
разные виды деятельности учащихся.
В школе дети получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются и их внимание рассеивается. Занимательные игры способствуют активизации внимания, снимают психологическое и физическое напряжение,
облегчают восприятие нового материала.
Проводимые в игровой форме физкультминутки снимают мышечное напряжение и активизируют внимание ребят.
«Занимательное азбуковедение» - прекрасный материал к урокам обучения грамоте. Это и весёлые стихи о звуках и буквах: Это и сказки, физкультминутки, ребусы и загадки, фонетические зарядки.
На современном уроке часто используются игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером таких игр являются сюжетные игры, составленные на учебном материале, такие как «Помоги поймать шарики», «Освободи солнышко от тучек», «Спаси мышонка от лисы», «Помоги ёжику унести яблоки».
На уроках письма элементы букв нам приносит паучок на своей «Ниточке», Знайка садится на парту к тому, у кого в прописи получается самая красивая работа. Неудачные буквы, элементы «лечит» на уроках письма доктор Айболит, показывая образцы правильного письма.
Частыми героями на уроках бывают Знайка, Мышонок Пик, мудрая Сова.
В день космонавтики можно на одном из уроков математики совершить
«Космический полёт». В «космическом путешествии» необходимо дружно трудиться и преодолеть все трудности, только в этом случае «полёт» будет успешным.
Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает и легче запомнить материал, повышает работоспособность. А учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает желание узнавать и понимать.
Используя игры и игровые моменты, урок становится ярким, эмоциональным, содержательным.
Февраль 2022