Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРА-ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фёдорова Ирина Александровна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ Д/с №35 «Непоседы»
г. Новосибирск
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она
отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.
Ранний возраст - особый период развития ребенка. Он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах. Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи.
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.
На развитие речи детей огромное влияние оказывает опытно-экспериментальная деятельность, т.к. развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры, например с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. А также, игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы и дают положительные эмоции. Всё это стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты проводимые ребенком.
В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.
Доказано, что лишение возможности ребенка экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован уголок экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.
В уголке представлены различные материалы для исследования:
·           приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
·           разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
·           природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
·           бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
·           технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
·           разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
·           красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
·           медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
·           прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живут так полюбившиеся детям Фиксики, которые помогают нам в том или ином эксперименте или же предлагают детям интересные задания.
Планирую экспериментальную деятельность 1 раз в неделю, но бывает и чаще, если возникают непредвиденные ситуации в группе или на улице, во время прогулки.
Тематика может исходить как от взрослого, так и от ребенка. Опыты провожу в игровой форме, создаю проблемные ситуации, использую сюрпризные моменты, жизненные ситуации. Участвовать в них может как подгруппа детей, так и 1-2 ребенка. Длительность проведения опыта зависит от его организации и длится от 10 до 15 минут.
Уголок экспериментирования

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

Февраль 2022