Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хабибулина Зиля Хамитовна,
воспитатель,
ГБОУ ООШ № 2 пгт Смышляевка СП "Детский сад"
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Зиля Хамитовна. Сегодня я представлю вашему вниманию методическую разработку проекта «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры на примере проектной деятельности».
Слайд №2
Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Для того чтобы дети прониклись красотой национального быта необходимы специальные условия. Поэтому возникла идея создания в ДОУ мини-музея «Народы Поволжья».
Слайд №3
Цель проекта: приобщение к традиционной народной культуре народов Поволжья.
Задачи:
познакомить детей с народными традициями народов Поволжья.
сформировать у детей представления о народах, живущих в Поволжье (русские, татары, мордва, чуваши);
формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры;
обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты;
формирование у детей доброжелательное отношение к представителям других национальностей
Слайд №4
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать музей на 2этаже ДОУ на тему: «Народы Поволжья». Идею создания подсказали сами дети.
Когда перед коллективом встала задача реализации национально-регионального компонента, мы предложили такой вариант: знакомство с национальными традициями, культурой, бытом, воспитание патриотизма осуществлять путем приобщения детей к краеведческим материалам.
Дело в том, что музей, пусть не совсем большой, а мини-музей «Народы Поволжья», находится рядом. Для него выделено небольшое пространство на втором этаже ДОУ. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «Мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Слайд № 5
Началось все с народных детских песен, сказок, потешек, игр, которые с детства знают взрослые, и любят дети. В повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – малыши окружены современной музыкой, вещами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Знакомство с народными песнями, изобразительным искусством, обрядами, традициями разных народов воспитывает у детей эстетические чувства, патриотизм. Думаю, что все жанры народного творчества должны включаться в быт и в повседневную деятельность детей.
В работе с детьми использовались разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические.
Слайд № 6
Родители воспитанников были заинтересованы и хотели, чтобы их ребенок получил как много больше знаний. Каждый родитель хотел поделиться традициями своего народа, поэтому активно принимали участие в сборе музейных экспонатов. Взаимодействие педагога и родителей построено по принципу сотрудничество, что обусловливает эффективность процесса приобщение дошкольников к культуре разных народов.
Слайд № 7
Каждый экспонат в нашем мини- музее несет огромную пользу для дальнейшего использования как с детьми, так и во взаимодействии с родителями.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками и поделками.
Слайд № 8
Рассматривая иллюстрации с костюмами народов Поволжья, дети подали идею на создание коллекции кукол в национальных костюмах. И назвали мы их «Хоровод дружбы».
Слайд № 9
Изучая культуру и быт народов Поволжья, мы узнали, что у каждого народа есть своя национальная кухня. Так появилась идея создания мини-библиотеки, в которой будут представлены книжки-малышки по шаговому приготовлению национального блюда.
Слайд № 10
Мероприятия с посещением мини музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков. Ценность мини-музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.
Национальные костюмы и предметы быта мы активно используем на фольклорных праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше.
Слайд № 11
Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник народов Поволжья. Например, праздники осени проходят как «Осенняя ярмарка» в русских народных костюмах.
Слайд № 12
Особенно воспитанникам нравятся «Колядки». Ряженые дети поют песни, частушки, рассказывают стихи, играют в народные игры, а добрые хозяева одаривают колядовщиков угощениями.
Слайд № 13
Впереди нас ждут праздники-встречи прилета птиц у русских – «Жаворонушки» (Сорок). У татар и башкир бэйрэм (праздник) «Карга туй» или «Карга буткасы», связан с прилетом первых птиц- грачей.
Слайд № 14
Ну и,конечно же, обязательно проведем проводы зимы: у русского народа – «Масленницу», у народов татар, башкир, казахов, таджиков -это «Навруз», у чувашей – «Саварни» (чувашская масленница), у мордвы- «Мастя». Также нашу группу посещают армяне, поэтому хотелось бы затронуть праздник Армянской масленицы – Бун Барекендан
Слайд № 15
Наш мини-музей «Народы Поволжья» пополняется изо дня в день.
Результаты проекта:
Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
Укрепление образовательного поля «ребенок-семья - учреждение-общество».
Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Перспективы развития проекта
- максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве.
- подбор и пополнение художественной литературы, детских художественных фильмов, детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов;
- аудиозаписи народов Поволжья.
-пополнение альбомов и экспонатов музея;
-мастер-классы для воспитателей и родителей;
- написание книжек-малышек или большой книги о народах Поволжья..
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в ДОУ.
- Создание «Русской избы», как продолжение мини-музея «Народов Поволжья»
Спасибо за внимание.

Февраль 2022