воспитатель
МАДОУ Детский сад № 9
г.о. Красноуральск
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я отметила недостаточный уровень речевой активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, потерю интереса.
Передо мной встал вопрос о том, как пробудить у детей интерес, найти и внедрить в свою работу современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы, новаторские идеи.
Я поставила перед собой цель: создать условия для развития речевой, творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Наблюдая за своими воспитанниками я заметила, что они проявляют интерес к конструктору ЛЕГО. С удовольствием играют с ним, придумывают интересные постройки, экспериментируют.
Поэтому, для развития речи детей и для того, чтобы дети стали воспринимать образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативных эмоций, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, я решила внедрить в свою работу ЛЕГО технологию.
Свою работу проводила в несколько этапов.
На первом этапе работы, мы просто исследовали конструктор, выделяли отличительные особенности деталей (цвет, форму, величину).
Играли в разные игры, такие как "Найди такую же деталь", "Продолжи ряд" и другие.
В ходе экспериментальной деятельности выделяли такие особенности как легкость, прочность, плавучесть.
Знакомились с детьми со способами соединения деталей: ступенькой, внахлест, стопкой.
Все это способствовало расширению словаря детей, обогащению его существительными, наречиями, прилагательными, предлогами, глаголами с приставками и другими частями речи, совершенствованию грамматического строя речи.
На втором этапе я предлагала детям сконструировать объекты живой и не живой природы в зависимости от изучаемой лексической темы.
Действия детей я обязательно сопровождала вопросами: "Что ты построил?", "Из каких частей состоит твоя постройка?", "Расскажи, что ты построил сначала, а что потом? и другие.
В ходе работы дети учились отвечать на вопросы простыми распространенными и сложноподчиненными предложениями, тем самым активизировали фразовую речь.
Для формирования и развития правильного длительного выдоха мы сооружали различные постройки. Например: гараж для машинки, футбольные ворота, лабиринты или вентилятор. Благодаря этому, дети научились выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе, что в дальнейшем сделает речь плавной и выразительной.
Всем известно, что на ладонях находится много нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь. При помощи деталей конструктора мы делали массаж рук, так как они имеют выпуклые кнопочки, которые покалывают ладони и активизируют нервные окончания, стимулируют речевое развитие и способствуют реабилитации тонких движений, укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики способствовало лучшему запоминанию артикуляции звука.
Имея в группе неговорящих детей в возрасте 5 - 6 лет, я столкнулась с проблемой: таких детей сложно привлечь к речевым занятиям, они чувствительны к речевым побуждениям и в большинстве случаев уходят от контакта. На начальном этапе работы с неговорящими детьми я использовала прием звукоподражания. Для этого мы конструировали из конструктора игрушки для игр - звукоподражаний. Например: змея - ш - ш- ш, гусь - га - га - га, машина - би - би и др. Так на уровне лепетных и звукоподражательных слов у детей начала строиться фраза би - би тпу (машина едет). На фоне лепетной речи постепенно стали появляться нормально произносимые слова.
Работая с детьми с ОНР я сталкиваюсь с тем, что дети плохо деффиренцируют звуки по твердости и мягкости. Для материализации понятия "звук" мы использовали построенных их ЛЕГО человечков в разноцветных костюмах. Девочки с удовольствием конструировали принцесс в синем и зеленом платье, а мальчики рыцарей в синих или зеленых доспехах. Где синий костюм обозначает твердый звук, а зеленый - мягкий. Играя с человечками, мы обязательно проговаривали "Какого цвета костюм, у твердых согласных, а какой у мягких?", тем самым закрепляя понятия твердый и мягкий.
При помощи деталей конструктора мы моделировали схемы слогов, слов и предложений, конструировали изучаемую букву. Это помогало детям при постановке и автоматизации звуков в игровой форме.
На третьем этапе мы конструировали игрушки для игр драматизаций и сюжетно ролевых игр. Ведь, создавая объемное изображение, ребенок лучше запоминает образ объекта, охотнее рассказывает и придумывает разные истории о своем персонаже, наделяет его качествами, которыми хочет обладать сам. Создавая героев своими руками, дети раскрывали свои индивидуальные особенности, а сама игра создавала условия для развития речи, творчества и благоприятно влияла на эмоциональную сферу ребёнка.
С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции дети объединяют в тематические постройки, которые используют в самостоятельной деятельности.
Чтобы дети получили практические навыки речевого диалога, научились договариваться друг с другом, мы с детьми установили правило - все игровые действия с фигурками ЛЕГО необходимо проговаривать для партнеров по игре.
Чтобы развить связную речь, я учила детей пересказывать рассказ по созданным ими декорациям из конструктора. Это помогало детям лучше осознать сюжет и делало пересказ более развёрнутым и логичным.
Чтобы развить фантазию и творческое мышление я предлагала детям придумать собственный конец знакомой им сказки или придумать собственную сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Итогом работы стало придумывание совместной сказки, тем самым дети научились работать в соавторстве.
Таким образом, применение конструктора ЛЕГО способствовало:
· развитию речи детей;
· формированию и развитию правильного длительного выдоха;
· постановке и автоматизации звуков;
· развитию мелкой моторики;
· развитию фантазии и творческого мышления;
· сплочению детского коллектива.