Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ДЕТЕЙ С ТНР

Галлямова Гульнара Мазитовна
старший воспитатель
Лотфуллина Жанна Олеговна
учитель-логопед
Гильфанова Дина Рамилевна
учитель-логопед
Карачевская Айгуль Азатовна
учитель-логопед
МБДОУ «Д/с№24 «Кук чэчэк»
г. Альметьевск
Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольное образовательное учреждение № 24 «Кук чэчэк» г. Альметьевска, как детский сад компенсирующего вида функционирует с 2001 года, руководит коллективом заведующая Хусаинова Гульнара Ахматовна. Данное учреждение посещают дети с нарушением речи в возрасте от 4 до 7 лет. Прием детей осуществляется по коллегиальному заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Длительность пребывания детей в группах установлена до полного исправления речи. На сегодняшний день в ДОУ функционирует 5 групп, где воспитывается 65 детей. Одной из основных задач является всестороннее формирование личности ребенка, с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция компенсации нарушения развития, организация работы для сохранения укрепления физического здоровья. Ежегодно детский сад успешно выпускает примерно 15-30 детей в школу. Педагоги сада, стараются следить за судьбой наших выпускников. И нас крайне радует, когда наши ученики, преодолевая трудности, достаточно успешно осваивают школьную жизнь.
В настоящее время важным аспектом является проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с требованиями в ФГОС ДО.
Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность огромная роль придается формированию нравственных норм у детей с ТНР.
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Достаточный уровень развития общения - важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации дошкольников с ТНР.
Российский психолог А. А. Леонтьев считал, что для полноценного общения и усвоения нравственных норм требуется ряд условий, которые и предполагают сформированность соответствующего речевого умения:
1)         умение использовать речевые навыки для самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний;
2)         возможность произвольного или осознанного варьирования или
сочетания речевых операций в зависимости от целей ситуации.
Таким образом, развитие нравственных качеств у детей с ТНР запаздывает, в отличие от развития нормативных детей, так как у детей с ТНР не сформированы социально - коммуникативные навыки. На основании этого вывода, перед нами возникли две основные задачи:
·           сформировать все компоненты речи;
·           развивать через речь морально-нравственные нормы.
Для решения этих задач, мы выбрали сюжетно - ролевую игру, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, где развивается все компоненты речи, а также познавательные процессы.
Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.
Работая с детьми с ТНР, мы заметили, что дети самостоятельно не включаются в сюжетно - ролевую игру. Речевое сопровождение игры бедно или отсутствует. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.
Вся коррекционно -воспитательная работа в нашем детском саду по развитию морально нравственных норм при помощи сюжетно ролевой игры начинается на индивидуальных занятиях. В формате педагог и ребенок с использованием любимой игрушки ребенка. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначаются словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. Затем в игру уже могут объединяться 2-3 человека.
В создании сюжетно-ролевых игр очень важно взаимодействие логопеда с воспитателем. Обучение детей действиям на практике проводится логопедом на занятиях, а дальнейшее развитие заданной игры и её обогащение осуществляется воспитателем. В ходе игры педагоги искренне перевоплощаясь в персонажей, затрагивают эмоции ребенка, заставляют его переживать и показывают ему необходимость использования речи в игре.
Большую значимость приобретает умение воспитателя установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре - очень важный фактор. В процессе игры воспитатель иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять общение в группе.
Практика показывает, что наиболее целесообразно организовать игры, в которых участвуют все дети группы. Например: «День рождения куклы Маши», где все дети танцуют и поют; «Автобус», где все дети - пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают; «Магазин игрушек», где дети «купив» игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто правильно попросит у продавца. При этом в ходе сюжетно-ролевой игры воспитатель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для детей фиксирует их для себя, либо косвенно не нарушая ход игры, подправляет и комментирует.
Сюжетно-ролевые игры особенно эффективны в обучении детей правильно и красиво говорить, в формировании у них навыков художественной речи. Через сюжетно-ролевые игры ребенок учится познавать мир, красиво разговаривать, готовит себя к «взрослой жизни». Играя в разные жизненные ситуации, дети привыкают уступать друг другу, дружить между собой. Во время этих игр формируется личность ребенка, повышается его уровень, растёт сила воли. Кроме того, игра считается одним из самых надежных диагностических средств, определяющих психическое развитие детей. Умение дружить, считаться с мнением товарищей, оказывать друг другу посильную помощь – это результат сюжетно - ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
При подборе и проведении игр, следует обратить внимание на два критерия:
1)         отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;
2)         степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а также оказание помощи.
В процессе работы необходимо использовать технологию влияния сюжетно-ролевой игры на социально-коммуникативное развитие детей при определенных педагогических условиях:
1)         целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
2)         взаимодействие педагога с семьей воспитанника;
3)         обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
Итак, основными направлениями работы является подбор сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания, а также привлечение родителей по проблемам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи.
В старшем дошкольном возрасте мы с детьми играем в сюжетно-ролевую игру «Больница».
С воспитанниками была проведена предварительная работа:
1)                  экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;
2)                  чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»;
3)                  рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»;
4)                  прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
5)                  дидактическая игра «Что нужно доктору?».
С помощью данной сюжетно -ролевой игры мы расширяем знания детей о медицинских приборах и профессии врач, расширяем словарный запас детей. Помимо игры использовали загадки и стихотворения на медицинскую тематику. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Играя в игру «День рождения», была проведена такая предварительная работа:
1)         беседа об организации дня рождения;
2)         разучивание стихов, прослушивание песен муз. В. Шаинский, сл. А.Тимофеевский «Пусть бегут неуклюже»;
3)         придумывание игр;
4)         просматривание мультфильима на данную тематику: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух, день рождение Кота Леопольда.
С помощью данной сюжетно-ролевой игры воспитываем у детей чуткость и внимание, дружеские взаимоотношения между детьми в группе, а также формируем умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре.
Аналогичным способом педагоги с детьми обыгрывают сюжетно-ролевые игры соответствующие лексическим темам по календарно-тематическому плану.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры положительно влияют не только на речь, но и на формирование нравственных качеств детей с ТНР. Для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям, совместная деятельность воспитателя и учителя- логопеда в процессе руководства игр.
Игры любят в любом возрасте, она играет огромную роль, начиная с дошкольного возраста и на всю жизнь. Без ее влияния немыслимо формирование благородства души, чуткости к чужому горю, страданию. Благодаря сюжетно-ролевой игре, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу.
Февраль 2022