учитель,
МБОУ СОШ с углубленным изучением информатики № 68 г. Пензы
Краткая аннотация проекта
В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В современном мире есть огромное количество методов обучения, помимо традиционных. Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим. Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами. К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.
Связанные с образованием представления, образы, метафоры, бытующие как в педагогической среде, так и в общественном сознании, становятся предметом психологических, педагогических, филологических, социологических, философских, культурологических исследований, а также исследований смежных наук, таких как психолингвистика. Педагогические мифологемы в сконцентрированном виде отражают ключевые социальные и педагогические ценности, в связи с чем их научное изучение позволит педагогической науке продвинуться в части соотнесения внутринаучных и социальных ценностей, изучить особенности их отражения в индивидуальном и массовом педагогическом сознании, понять механизмы принятия и абсолютизации педагогом тех или иных ценностей, выстраивания их иерархии, ценностного самоопределения.
Педагог в лабиринте педагогических мифологем? Возможно ли такое? Однако факты говорят обратное: мифологемы в педагогической практике проявляют себя как мощный регулятор, накладывая отпечаток на мировоззренческие ориентиры, поведение, ролевые позиции участников образовательного процесса. Чтобы не оказаться вместе с учащимися в плену педагогических мифологем, педагогу не мешает с ними познакомиться.
Обоснование необходимости проекта
В условиях модернизации системы образования и внедрения нового профессионального стандарта педагога предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Качество профессиональной подготовки напрямую влияет на эффективность работы и уровень профессионально-педагогической компетенции учителя. Как сделать профессиональную подготовку более эффективной, интересной? Как превратить её в личную потребность и сделать ее инструментом развития педагога? Одной из наиболее удачных форм организации личностного и профессионального развития является погружение педагогов в проблему через деятельность.
Мой педагогический проект направлен на личностное и профессиональное развитие педагогов, ибо только через развитие и совершенствование своей личности, навыков и методик педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе. Деятельность является энергетическим источником индивидуального педагогического роста.
Нормативной базой проекта является:
Образовательный стандарт третьего поколения, ориентированный на результаты образования, который позволит разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя. Актуализация деятельностного подхода в нашем проекте обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования педагога по следующим показателям
- придание повышению квалификации социально и личностно значимого характер
- возможность самостоятельного продвижения педагогов в предметной области;
- существенное повышение мотивации и интереса педагога к саморазвитию.
Концепция модернизации Российского образования, регламентирующая
- использование интерактивных технологий обучения на основе ИКТ,
- развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации педагогических кадров.
Цель проекта: повышение заинтересованности педагога в своем педагогическом росте. Создание комплекса педагогических условий, повышающих внутреннюю мотивацию для саморазвития личности и потребность профессионального роста. Использование в своей работе современных методов обучения – мифологем.
Задачи проекта:
1) Повысить квалификацию педагога; способствовать развитию ключевых компетенций: предметных, социальных, информационных, коммуникативных.
2) Совершенствовать методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
3) Создать условия для реализации дальнейшего самообразования и потребности к саморазвитию, творческой самореализации и активному участию в педагогическом образовательном пространстве школы.
Замысел проекта: учитель совершенствует профессиональную деятельность не только в результате совершенствования условий, но и за счет активизации собственных возможностей, выявления новых резервов личности, раскрытие своих сущностных потенциалов (интеллекта, мировоззрения, воли, нравственных качеств, эстетического вкуса, творческих способностей и т.д.), через погружение в деятельность. Происходит отказ от привычных представлений и переход к восприятию новой нетрадиционной формы профессионального образования.
Участники и их роль в реализации проекта
Разрабатывает проект
Руководитель проекта: Пикулина О.И.
Реализуют проект
Получают информацию
Совершенствуют знания в использовании педагогических технологий и методик
Учителя начальной школы
Ведет мониторинг
Руководитель проекта
Обеспечивает нормативно-правовые условия для реализации проекта
Ведет мониторинг деятельности педагогов
Проект предназначен для педагогов любого уровня системы образования.
Администрация
Для успешной реализации проекта необходимо только личное желание участников процесса и тогда при минимальных затратах мы получаем максимум эффекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Проведение мониторинговых исследований по выявлению использования представленного метода у педагогов.
2. Составление плана работы о внедрении данного метода по результатам мониторинга.
Основной этап реализации проекта
1.Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел.
2. В основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора
3.Технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой чёткий ожидаемый результат
4.Реализация метода предполагает связанную деятельность педагогов и учащихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала.
Результаты проекты
Педагогические мифологемы влияют на различные стороны образовательного процесса; с другой стороны, образовательный процесс приводит к возникновению или развитию педагогической мифологемы. Мифологема, прежде всего, оказывает влияние на характер и содержание образовательного процесса, его стратегию и тактику, сюжет, мотивы и ролевые позиции участников.
Основное содержание проекта
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры «Метод проектов».
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. В образовательной практике ставятся и достигаются разнообразные цели, решаются многие задачи с опорой на различные методы, методики и технологии. Объясняется данный факт тем известным обстоятельством, что для достижения одной и той же цели можно использовать разные технологии, методы или приемы, средства или процедуры, применение которых, однако, может дать разный эффект, потребует больших или меньших временных, человеческих или материальных ресурсов и затрат.
Метод может определять форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития и т.д.). Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью.
В отличие от педагогической технологии, основанной на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности.
Эффективность конкретной методики зависит от степени ее технологичности, т.е. от способности вызывать нужный, желаемый, заранее спланированный педагогический результат.
Что такое педагогическая мифология? В последнее время значительно возрос интерес к мифу как социокультурному феномену и форме познания действительности, его изучают историки, культурологи, социологи, политологи, психологи и представители других наук. Причем миф рассматривается не только в этнокультурном и культурно историческом аспектах, но и как важная компонента современного мышления. Под педагогической мифологией можно, с одной стороны, понимать набор мифов членов педагогического сообщества. Есть педагогические мифы, которые действуют в рамках всего педагогического сообщества. Но в то же время свои отличительные особенности имеет мифология воспитателей дошкольных учреждений, учителей, вузовских преподавателей. Однако, с другой стороны, большей эвристической значимостью обладает выделение педагогической мифологии как области теоретического знания. В данном случае педагогическая мифология может являться разделом педагогики, который рассматривает функционирование педагогической реальности, построенной на определенных представлениях — педагогических мифах. Это теоретическое знание, учение о педагогических мифах, рассматривающее их в культурно историческом контексте. В настоящее время педагогическая мифология как область теоретического знания, как раздел педагогики не вычленяется. Вместе с тем ее выделение целесообразно: она позволяет с более широких позиций анализировать содержание конкретной деятельности педагогов, служить основой для изучения истории педагогики и образования, лучше представить тенденции развития образовательной системы, т. е. выполняет прогностическую функцию.
Читая, не всегда можно понять и применить прочитанное, это и способствует возникновению мифологем, неверных представлений. Они могут возникнуть как в результате неверного толкования прочитанного, так и в результате практической деятельности. Ситуативный анализ достаточно широко применяется в менеджменте и понимается чаще всего как анализ текущей ситуации (например, анализ текущей ситуации работы предприятия, профессиональной деятельности, поведения и др. В социологии и психологии имеет место понимание ситуативного анализа как "наблюдения за людьми в многообразии социальных ситуаций". В данном случае выделяются типовые ситуации, их детерминанты, создается банк канонических моделей.
Типичные ситуации зарождения педагогических мифологем.
Ситуация I. Путь шамана. В этой ситуации педагог сознательно конструирует свое взаимодействие с учащимися на основе мифологемы, осознавая ее как правильное представление. В этом случае педагог проходит долгий путь восхождения к мифологеме, которая затем прочно закрепляется в его сознании. По сути дела, мифологема в данном случае выступает как непродуктивная стратегема. Действенную сила стереотипов, использование их в качестве мощных регуляторов поведения. Конструируя процесс ритуала, шаман практически всегда мог получить именно тот результат, который, по его мнению, наиболее выгоден в данной ситуации. Зрители же - а среди них часто были и очень авторитетные люди - подчинялись эффекту. Перекладывая, таким образом, ответственность на другого, осуществляющего свои действия, они с облегчением принимали предложенное им объяснение. Источником мифологемы в ситуации "путь шамана" служит общественное педагогическое сознание (опыт коллег, педагогическая теория, СМИ). Мифологема формируется как результат неверного анализа педагогической теории и практики. Затем педагог накапливает информацию, подтверждающую истинность мифологемы, и последняя становится убеждением. Например, мифологема восприятия слабых учащихся как неспособных к обучению в сознании педагога может подтверждаться теоретическими положениями дифференцированного обучения ("слабых учеников нужно учить по- особому, упрощенно, они только мешают способным ученикам учиться, тянут класс назад"); мифологема "урок - священная корова школьной жизни" подтверждается теоретическими положениями о структуре урока и т.д. После того, как мифологема становится убеждением, она закладывается в педагогические проекты. Актуализируются сопутствующие мифологемы, формируется пространство (поле) мифологемы. В процессе самоанализа деятельности педагог убеждается в истинности мифологемы, в ее результативности (ведь он навязывает ученикам непродуктивную модель взаимодействия, и они вынуждены действовать в заданных рамках, подтверждая истинность мифологемы). Мифологема преобразуется в стратегему, что влечет за собой изменение педагогических приоритетов, смыслов, ценностей, средств, способов решения педагогических задач, индивидуального стиля педагогической деятельности и т.д. На следующем этапе педагог становится генератором педагогической мифологемы: убеждает в истинности мифологемы коллег и призывает их следовать данной мифологеме. Мифологема педагога становится фактором возникновения мифологем учащихся. Закрепляется непродуктивная модель педагогического взаимодействия. В описанной ситуации мифологема рефлексируется в трех аспектах: при педагогическом проектировании, в практическом взаимодействии с учащимися и при самоанализе деятельности, однако рефлексия некритическая. Процесс зарождения мифологемы в ситуации "путь шамана" можно представить следующей цепочкой: "представление общественного педагогического сознания - подтверждение фактами - убеждение - актуализация сопутствующих мифологем - закрепление в деятельности — непродуктивная стратегема — генерирование мифологемы -непродуктивные модели педагогического взаимодействия.
Ситуация 2. "Путь мотылька". Мотылек летит к огню, привлекаемый его ярким светом, не осознавая, что это путь к погибели. В ситуации "путь мотылька" генератором мифологемы является личностное сознание конкретного педагога, его личный опыт. Мифологема формируется как результат получения кратковременного успеха от неверных действий в ситуации оперативного реагирования. Зарождение мифологемы занимает небольшой временной отрезок. Педагог сталкивается в своей профессиональной деятельности с определенной проблемой. Начинается поиск эффективного противодействия нежелательному явлению. Происходит неосознанная реакция на возникшую ситуацию на основе мифологемы, которая при повторе и получении желаемого эффекта закрепляется и начинает действовать как установка. В данной ситуации зарождение и функционирование мифологемы происходит на интуитивно-рефлексивном уровне. Педагогом оценивается только сиюминутный успех определенного педагогического действия и не анализируется его влияние на ситуацию в дальнейшем. При получении успеха неверное действие стереотипизируется, что ограничивает разнообразие применяемых стратегий и методов. Зарождение мифологемы в ситуации "путь мотылька" можно представить следующей цепочкой: "неверное действие - кратковременный успех - стереотипизация - ограничение разнообразия применяемых стратегии и методов".
Ситуация 3. "Путь слепца". В данной ситуации педагог оказывается в роли слепца, идущего с поводырем. Генератором мифологемы выступает личностно значимый для педагога человек или референтная группа (администрация школы, педагогический коллектив, педагогический авторитет (например, педагог-новатор, теоретик в области педагогики и др.). родители, коллега, с которым установились близкие дружеские отношения, вузовский преподаватель, наставник (для молодого учителя) и даже сами учащиеся. Мифологема формируется как результат копирования неверных установок (норм, предписаний). Ситуация "путь слепца" имеет два варианта, "путь ведомого" и "путь зомби". В первом случае ("путь ведомого") педагог сознательно копирует установку (норму, предписание), которая по сути своей является мифологемой. Например, учитель работает в коллективе, негативно относящемся к изменениям (мифологемы "инновации разрушают сложившиеся традиции", "зачем что - то менять - у меня и так хорошие показатели успеваемости", "исследовательская работа, обобщение своего опыта - пустая трата времени" и др.). Даже придя в коллектив с творческими идеями, он решает: если никому не нужно, зачем это нужно мне; если я буду работать творчески, то буду "белой вороной" в коллективе, будут сложные взаимоотношения и т.д. Во втором случае ("путь зомби") педагог копирует установку (норму, предписание), являющуюся мифологемой, на интуитивно-рефлексивном уровне (не осознавая ее должным образом). Например, свои взаимоотношения с классом строит на основе мнения других учителей. В ситуации "путь ведомого" функционирование мифологемы происходит на некритически-рефлексивном уровне, в ситуации "путь зомби" - на интуитивно-рефлексивном уровне. В ситуации "путь ведомого" интересен вариант, когда генератором мифологем педагога выступают учащиеся. Например, педагог приходит в класс, изначально негативно настроенный против нового учителя. Школьники устраивают педагогу различные "испытания на прочность" и всячески демонстрируют свое негативное отношение: например, утверждают, что учитель не знает своего предмета, на его уроках неинтересно, он не умеет "поставить себя" и т.д. Если в такой ситуации оказывается молодой, недавно окончивший вуз учитель или студент-практикант, то такое поведение учащихся может послужить источником возникновения у него мифологем "я не способен работать учителем", "меня в вузе ничему не научили", "дальше будет хуже", "работа учителя - каторга, сплошная нервотрепка", "в школу - как на войну" и др.). Зачастую именно первые практические опыты взаимодействия молодого педагога с классом приводят его к решению оставить эту профессию. Зарождение мифологемы в ситуации "путь слепца" можно представить следующей цепочкой. ". Копирование неверной установки (нормы, предписания) - стереотипизация - непродуктивные модели педагогического взаимодействия ".
Ситуация 4. "Путь хамелеона". Хамелеон известен как животное, меняющее окраску в зависимости от ситуации. Генератором мифологемы в ситуации "путь хамелеона" может являться как общественное педагогическое сознание, так и личностный опыт педагога. Мифологема возникает как результат приспособления педагога к изменяющимся условиям педагогического взаимодействия. В этой ситуации может быть несколько вариантов. Вариант первый: практическое взаимодействие педагога с учащимися осуществляется на основе одних мифологем, а педагог утверждает, что он придерживается абсолютно других представлений. Например, педагог декларирует, что он реализует идеи педагогики сотрудничества, хотя в практическом взаимодействии реализует идеи авторитарной педагогики. Вариант второй: педагог не придерживается какой-либо определенной мифологемы. Он часто меняет свои представления. Например, копирует опыт (включая неверные установки, нормы, предписания) то одного, то другого коллеги, стремится угодить то директору, то завучу, использует советы то одного, то другого методиста. Зарождение мифологемы в ситуации "путь хамелеона" можно представить следующей цепочкой: "копирование неверной установки (нормы, предписания) I - мифологема I - применение мифологемы в деятельности - изменение условий - копирование неверной установки (нормы, предписания) 2 - мифологема 2 - применение мифологемы в деятельности ".
Ситуация 5. "Путь жаждущего". Данную ситуацию можно обозначить известной констатацией из А.С. Пушкина "Я сам обманываться рад". Это случай, когда педагог жаждет оказаться в плену мифологемы. Последняя является для него защитной стеной, способом ухода от имеющихся проблем, теми розовыми или темными очками, через которые он смотрит на педагогическую реальность. Например, у педагога сложные взаимоотношения с родителями одного из учащихся. Он изобретает мифологему "я справлюсь сам" и отстраняется от взаимодействия с родителями. В ситуации "путь жаждущего" генератором педагогической мифологемы выступает личностное сознание и опыт конкретного педагога. Мифологема формируется как защитная реакция на возникающие проблемы.
Зарождение мифологемы в ситуации "путь жаждущего" можно представить в следующей цепочке: "проблемы в педагогической деятельности - защитная реакция - мифологема - стереотипизация - уход от проблем ".
Ситуация 6. "Путь фантазера". В этой ситуации педагог "замещает педагогическую реальность собственными мыслительными схемами, а затем относится к ней с позиций своих представлений без разграничения "реальность - мои домыслы". Мифологема возникает как результат неверной оценки педагогической реальности. Педагог конструирует собственный мираж, фантастическую картину, а затем заставляет поверить в них учеников. Ситуацию "путь фантазера" можно проиллюстрировать следующим примером: "Учительница и подросток уже много месяцев "ведут войну" друг с другом. Учительница уверена, что мальчик специально, "чтобы вывести ее из себя" не слушает на уроке, отвлекается, плохо выполняет домашние задания, прогуливает. В своих размышлениях она часто задает себе один и тот же вопрос: "За что он меня так не уважает?!" При выяснении причин данной ситуации психолог показала, что причина была не в том, что ученик специально и целенаправленно досаждал учительнице, а в том, что молодой человеку впервые в своей жизни испытал чувство первой любви и был полностью поглощен своими переживаниями". Приведем еще примеры зарождения и функционирования мифологемы в ситуации "путь фантазера". Ученики бурно обсуждают рассказанную учителем новую тему, так как она их заинтересовала. Учитель считает, что они преднамеренно нарушают дисциплину, и наказывает их. На следующем уроке дети молча, без всякого интереса списывают с доски. Учитель думает, что они активно работают. В результате такой интерпретации педагогической реальности возникает мифологема "хорошая дисциплина - это полное подчинение требованиям учителя, мертвая тишина на уроке".
Ситуация "путь фантазера" может развиваться и как постановка учителем призрачной педагогической цели и возникновение педагогических мифологем при попытке достижения этой цели (например, цели всестороннего гармоничного развития личности). По типу "путь фантазера" зарождаются и функционируют мифологемы универсального средства воспитания / обучения, педагогического Эльдорадо, мифологема "деньги решают все (стоит государству выделить школе средства, и все проблемы решатся) ".
Ситуация 7. Путь фаната. В данной ситуации педагог одержим определенной идеей, которая, в обшем-то, не является мифологемой. Но педагог абсолютизирует ее до такой степени, что она начинает функционировать как педагогическая мифологема. Генератором педагогической мифологемы служит личностный опыт педагога. В ситуации "путь фаната" педагог чаще всего ставит верную цель, но выбирает неадекватные средства для ее достижения. Проиллюстрируем ситуацию "путь фаната": "Одно из обязательных требований в начальных классах - аккуратность. Учитель строго следит за тем, чтобы дети чисто и красиво писали, правильно размешали упражнение или пример на листе бумаги. Очень часто это вполне разумное требование превращается в сверх-требование: чтобы разместить задание посредине листа, учитель приказывает, например, отступить три клеточки справа от полей и пять клеточек сверху. Школьники старательно считают клеточки, путаются, снова считают... Острая проблемная ситуация возникает тогда, когда никак не получается равное число клеточек, а только с половиной или с 1 четвертью. Текут слезы "У меня ничего не получится...”, "Я не успеваю..." Но вот вопрос с клеточками решен, ученик торопливо считает, решает задачу и в конце урока сдает тетрадь учителю. На другой день он открывает ее и снова плачет, теперь уже не от страха и напряжения, а от обиды: учитель поставил тройку, хотя все решено правильно. Отметка снижена зато, что неправильно отсчитаны клеточки.". Зарождение педагогической мифологемы в ситуации "путь фаната" можно проиллюстрировать цепочкой: "правильное представление - абсолютизация представления - мифологема - выбор неадекватных средств для достижения цели - стереотипизация мифологемы ".
Для чего нужен ситуативный анализ педагогических мифологем педагогу? Прежде всего, он помогает перейти к их анализу, критической рефлексии, что дает возможность уменьшить их негативное влияние на характер и содержание образовательного процесса. Именно в этом случае возможна продуктивная ситуация функционирования педагогических мифологем, которую можно обозначить как "путь полководца", когда учитель проектирует свою деятельность таким образом, чтобы избежать или максимально снизить негативное влияние педагогических мифологем на характер и протекание педагогического процесса. Пожалуй, в список уже существующих педагогических мифологем нужно добавить и эту.
Анализ использования данной методики по проблеме педагогических стереотипов позволяет сделать вывод о том, что в деятельности учителя они могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Позитивные функции:
· помогают педагогу быстро сориентироваться и построить свою деятельность в реальной учебно-воспитательной ситуации;
· создают возможность хранить в памяти обобщенные характеристики объектов педагогической действительности и актуализировать их в соответствующих обстоятельствах.
Негативные функции:
· сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат тормозом обновления;
· обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;
Особое внимание в работе стоит уделить стратегиям преодоления педагогических мифологем: «защитная стена», «закаливание», «взятие в плен и использование в позитивных целях», «организация раздора во вражеском стане», «лобовая атака», «обходные маневры» и др. Существует возможность использования, как преодоление мифологем личностно ориентированных, проблемно конфликтных, неопределенных и ориентирующих ситуаций. Модели взаимодействия мифологем и стратегий педагога и учащихся позволяют выявить возможности фольклора как индикатора и способа преодоления педагогических мифологем.
Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы. Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Следует признать, что педагогические мифологемы не являются случайными продуктами сознания, а воплощают, проявляют некоторые глубинные и не во всем пока понятные смыслы культурно-исторических форм познания. Это, по сути, некие педагогические коды, за которыми скрываются тайны сложных процессов обучения и воспитания.
Педагогическая рефлексия мифологем обнаруживается в трех аспектах: педагогическое проектирование (мифологемы закладываются в педагогический проект), практическое взаимодействие педагога с учащимися (мифологемы реализуются при выборе педагогического инструментария), самоанализ и самооценка педагогом собственной деятельности и самого себя как ее субъекта (процесс самоанализа и самооценки включает самоанализ педагогических мифологем). В настоящее время педагогическая мифология как область теоретического знания, как раздел педагогики не вычленяется. Вместе с тем ее выделение целесообразно: она позволяет с более широких исходных позиций анализировать содержание конкретной деятельности педагогов, служить основой для изучения истории педагогики и образования, лучше представить тенденции развития образовательной системы, т.е. выполняет прогностическую функцию.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка содержания, методов, подходов и приемов работы).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).
3. Обеспечение кадровых условий (подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение и реализацию проекта).
4. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
- различных методических разработок и рекомендаций;
- сценариев мероприятий по разной тематике;
- дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями.
5. Обеспечение материально-технических условий.
Ожидаемые результаты
Предполагаемым продуктом может стать: разработка учебно-методических игр, мастер-классов, семинаров, описание развивающих технологий по данной методике. Метод мифологем обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога, разрабатывающего проект.
Результатом проекта является личностный и профессиональный рост, самореализация педагога, мотивация на развитие, освоение и внедрение в педагогическую практику развивающих технологий. У педагогов появляется «вкус» к дальнейшему обучению и собственному развитию.