Конференции

    СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

    Раскатова Марина Николаевна,
    Воспитатель,
    СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка
    Волжский район, Самарская область
    Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольную образовательную организацию – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша - это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность.
    Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на:
    1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым;
    2) освоение новых видов игровой деятельности;
    3) формирование дружеских контактов с другими детьми.
    Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия.
    После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей:
    1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность;
    2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось;
    3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции;
    4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения.
    При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.
    Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению.
    Индивидуальные игры на адаптацию:
    1. «Мой малыш»
    Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
    Педагог обнимает малыша, приговаривая:
    Ты ж мой маленький,
    Мой хорошенький…
    2. «Поскакушки»
    Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
    Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
    Кушки – кушки, поскакушки,
    Прыг-скок, прыг-скок!
    Встали на ножки, по дорожке,
    Прыг-скок, прыг-скок!
    3. «Баю - баюшки – баю..»
    Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
    Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает.
    Баю - баюшки – баю,
    Отдыхай, хороший мой…
    Баю - баюшки – баю,
    Ты со мной – и я стобой…
    4. «Догоню, догоню, догоню!»
    Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
    Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!».
    5. «Ку-ку!»
    Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения.
    Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо:
    Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш!
    Игра повторяется несколько раз.
    Игры на адаптацию в подгруппе:
    1. «Здравствуй, кукла Катя!»
    Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого.
    Это кукла Катя!
    Помашем ей ладошкой!
    Катя в гости к нам пришла,
    «Здравствуй, Катя! Как дела?»
    С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры.
    2. «Мишка в гости к нам пришёл!»
    Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их.
    Мишка в гости к нам пришёл!
    Топ-топ, топ-топ!
    И ладошками стучит:
    Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
    3. «Птичка прилетела!»
    Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений.
    Птичка прилетела к нам! Здравствуй, птичка-невеличка!
    Полетим и мы с тобой! Крылышками машем,
    Далеко летим, Полетаем, полетаем,
    В садик прилетим!
    4. «Игрушки»
    Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт.
    Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!».
    5. «Что нам зайчик принес?»
    Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи.
    Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать!
    Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.

    Февраль 2022