Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Ильина Валентина Викторовна
педагог дополнительного образования
Образцовая художественная студия
имени Дмитрия Григорьевича Алексейцева
МАОУДО «Центр детского творчества»
ЕАО, г. Биробиджан
Известно, что детство – старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – обществом, природой, и с собственным внутренним Я.
Преподавание высокого уровня мастерства в изобразительном творчестве невозможно без использования различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых я помогаю формировать у обучающихся конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача позволяет мне точно и объективно оценить качество усвоения обучающимися материала.
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (Василий Сухомлинский)
Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово.
С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно пренебрежительно: “Все играете, как малые дети”, то глубокомысленно цитируем пушкинское: “Что наша жизнь? Игра…”. А кому не знакома фраза “Весь мир игра и люди в нём актёры?”. Эти слова, сказанные великим Шекспиром, можно толковать по-разному, в том числе и с точки зрения ИГРЫ как неотъемлемого вида деятельности человека.
Игра на деле может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования. Игра – это природный механизм биологической эволюции. Запретить человеку играть – всё равно, что запретить ему дышать
Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика, дипломатия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и образование, воспитание, обучение; игра и жизнь, судьба каждого человека, сопровождающая его с момента рождения до самой смерти и после неё (обряды ритуалы, связанные с рождением, именем человека, регистрацией брака и т.д.).
Из всех значений игры нас в основном интересует её роль в становлении, формировании личности, её значении как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребёнка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на занятиях изобразительного искусства.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия я стараюсь вводить в их деятельность различные игровые ситуации, игры и упражнения, так как усвоение темы облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Возможности использования игры в образовательном процессе
весьма разнообразны:
1. как средство обучения (учить, играя)
2.как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя)
3.как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя)
4.как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре)
5.как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре)
6. как средство диагностики (раскрываемся в игре)
и т.д.
Чередование в течение занятия всех видов деятельности дает мне возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы детей, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Игровые занятия по изобразительному творчеству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие занятия, учащиеся захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества.
Игра в учебном процессе – это дидактически и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно действовать. Коллективно – игровые формы познавательной деятельности таят в себе могучие резервы её активизации, прежде всего за счёт взаимной поддержки соучастия и соревнования учащихся. Игровое взаимодействие, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания, и концентрацию интеллектуальных усилий.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех занятия, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Включение игровых моментов на занятиях позволяет корректировать психологическое состояние обучающихся.
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за педагогом каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.
Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
По форме упражнения могут быть:
- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
- устными (ответы по теоретическим вопросам);
- письменными (анализ произведений искусства).
Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. обучаю копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы.
Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.
Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.
При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.
При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.
Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.
С подобными упражнениями обучающиеся справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса обучающихся к изобразительной деятельности.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу.
На занятиях изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
- внимание;
- развивающие глазомер;
- тренирующие наблюдательность;
- развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
-раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Можно выделить следующие группы игр:
- внимание;
- развивающие глазомер;
- тренирующие наблюдательность;
- развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
одной параллели.
Основные функции игровой позиции педагога:
- гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
- повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
- экономия нервных затрат педагогов и обучающихся;
- обеспечение гибкого поведения педагога.
Практическая часть.
Игры и упражнения по цветоведению.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
1.Основные цвета.
Предлагается набор различных цветов. Ребёнок должен точно и правильно найти три основных цвета (красный, жёлтый, синий).
2.Составные цвета.
Воспитанники получают карточки с примерами: надо найти сумму квадратов красного и желтого цвета; сумму кругов синего и желтого цвета; сумму треугольников красного и синего цвета.
3.Какого цвета радуга?
Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.
4.Тёплые и холодные цвета.
Воспитанники делятся на две команды. Каждой команде выдаются конверты с цветными карточками в виде квадратов. Первая команда выбирает цвета для «постройки Солнечного города» (теплые цвета), другая – для «постройки Царства Снежной королевы» (холодные цвета).
5.Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета.
Работу можно проводить фронтально, командами.
6. Закрепление представлений о контрастных цветах.
Выдаются карточки различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигура. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.
7. Очень проста и доступна игра в хлопки. Что это значит?
Её можно проводить в начале занятия для повторения любой темы. Например, повторим тёплые и холодные цвета. Педагог показывает карточки, различные по цвету. Дети должны хлопнуть в ладоши только при одной гамме цветов.
Предложенные игры интересны для детей, доступны им. Они не требуют длительной подготовки для педагога, помогают детям быстрее усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий. 1.Расширяем кругозор.
Чем художник пишет?
А. Карандашом.
В. Углём.
Б. Кистью.
Г. Мелком.
Каким бывает цвет?
А. Сытым.
В. Насыщенным.
Б. Пресыщенным. Г. Объевшимся.
Как называется пейзаж, изображающий море?
А. Марианна.
В. Марина.
Б. Мария.
Г. Мэри.
Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?
А. Мариец.
В. Поморник.
Б. Помор.
Г. Маринист.
Как называют картину с изображением овощей и фруктов?
А. Пейзаж.
В. Натюрморт.
Б. Портрет.
Г. Шарж.
Как называется художник, специализирующийся в изображении животных?
А. баталист.
В. Маринист.
Б. Анималист.
Г. Пейзажист.
2.Художественные омонимы.
Отгадай слово, имеющее два разных значения.
- Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть).
- Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал).
3.Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале занятия.
Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.
Например: живопись, цвет, акварель, натюрморт и т.д.
4.Объясните значение слова.
Например: живопись – это.., пейзаж – это..
Задания для повторения.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.
1. Блиц-опрос.
Русская живопись.
·           В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Ивановича Шишкина? (Пейзаж).
·           Кого написал художник Константин Апполонович Савицкий на известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу?» (Четырёх медведей).
·           Один из лучших пейзажей, какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Илларионовича Левитана).
·           Какому художнику принадлежит серия картин «Ярмарки»? (Борису Михайловичу Кустодиеву».
·           Жанр живописи, в котором прославился Орест Адамович Кипренский? (Портрет).
·           На какое дерево прилетели грачи на известной картине Алексея Кондратьевича Саврасова? (На берёзу).
·           Вид какой реки в лунную ночь запечатлел на своём знаменитом полотне художник Архип Иванович Куинджи? (Вид Днепра. «Ночь на Днепре»).
1.          Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи-загадки. Учащиеся должны догадаться о
каком произведении (предмете) идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
В раме волны, бригантина –
На стене висит… (картина).
На картине видишь ты
Вазу, яблоки, цветы,
А не лес, не водоём.
Как её мы назовём? (натюрморт).
Когда-то был я очень мал
И на обоях рисовал.
Твердил я маме лишь одно:
«Обои – это…!». (полотно).
Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом.. (краски).
Хоть поскрипывает мастер,
Всё раскрасит нам… (фломастер).
И собаку, и павлина
Слепим мы из.. (пластилина).
Для рисунков наших дом
Называется.. (альбом).
Попался в руки мне журнал.
Добавил я волос к портрету,
Потом усы пририсовал…
А как назвать поправку эту? (ретушь).
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник? (мольберт).
Натянутый холст, краски, треножник –
Пишет с натуры картину… (художник).
2. Найти художника-автора картины.
Учащимся раздают карточки с таблицей, в которой указаны фамилии
художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с
номерами. Ученики заполняют таблицу.
3. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
·           обучающую;
·           контролирующую;
·           творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
4. Викторина.
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы которой учитель готовит заранее. Так же можно провести игру «Путешествие в город Краскоград», используя специально подобранный материал. Например, на уроках ДПИ.
Заключение.
В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребёнком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.
В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных на занятиях изобразительного творчества.
Разнообразие приёмов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приёмы оказывают помощь педагогу в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации обучащихся.
Список литературы:
1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. — М., 1973.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.
3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. —2010. — № 6.
4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др.]. — М., 1991.
5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1993.
6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1999.
7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск,2001.
8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 2002.
9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.
10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.,2010.
11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков. — М., 2011
12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2000.
13. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др.]. — Минск, 1992.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
15. Интернет – ресурсы: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html, http://www.twirpx.com/file/26203/
Февраль 2022