Высшая школа делового администрирования
Конференции

ТЕАТР И ДЕТИ

Быкова Тамара Евгеньевна
музыкальный руководитель,
МБДОУ "Детский сад № 96",
Чувашская республика, Чебоксары
Именно в дошкольном возра.сте за.кла.дыва.ются основы здоровья, умственного, нра.вственного и физического ра.звития ребенка., формируется личность человека., поэтому – это один из на.иболее ответственных периодов в жизни ка.ждого ребенка.. В дошкольный период ребёнок интенсивно ра.стёт и ра.звива.ется. Поэтому та.к ва.жно с са.мого ра.ннего детства. ра.звива.ть интерес ма.ленького человека. к родной культуре, литера.туре, теа.тру, живописи, музыке. Чем ра.ньше это на.ча.ть, тем больших результа.тов можно достигнуть.
Музыка.льно - теа.тра.лизова.нна.я деятельность превра.ща.ется для дошкольников в на.стоящий пра.здник. Музыка. помога.ет переда.ть ха.ра.ктер персона.жей в движении, созда.ть обра.з. У детей пробужда.ется творческа.я а.ктивность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциона.льна.я отзывчивость на. музыку, ла.довое чувство, музыка.льно-слуховое предста.вление, чувство ритма.. Детям нра.вится са.мим обыгрыва.ть песни, ра.зыгрыва.ть действия ска.зок, зна.комые литера.турные сюжеты. Музыка. вызыва.ет ра.достные эмоции, ра.звива.ет па.мять, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициа.тивы, ста.новлению личности ребёнка., формирова.нию у него нра.вственных предста.влений, снима.ет за.жа.тость и скова.нность, ра.звива.ет чувство ритма. и координа.цию движений, пла.стическую выра.зительность и музыка.льность, умение использова.ть интона.цию, выра.жа.ющую основные чувства., формируется ува.жительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыка.льно - теа.тра.лизова.нна.я деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизирова.ть.
Теа.тра.лизова.нна.я деятельность способствует реа.лиза.ции новых форм общения с детьми, индивидуа.льный подход к ка.ждому ребёнку.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного обра.зова.ния, ра.скрытию внутренних ка.честв личности и са.мореа.лиза.ции ее творческого потенциа.ла. в на.ибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспита.ние, ча.стью которого является ра.звитие детей в теа.тра.лизова.нной деятельности.
В ра.ннем возра.сте теа.тра.лизова.нна.я деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлека.я ребенка. в ска.зочный мир искусства., она. за.метно для са.мого ребенка. ста.новится источником творческого ра.звития
В ясельной группе пра.ктически все за.нятия проходят с игрушкой. Для ма.лышей – это ка.к кукольный спекта.кль. После слов в песне про «за.йку-трусишку», за.йка. прячется, что доста.вляет ма.лыша.м удовольствие, ведь они чувствуют себя зна.чимыми, ведь от них за.висит – придет за.йка. обра.тно, смелыми, по сра.внению с за.йкой и добрыми, ведь они позва.ли за.йчика. и любят его.
В мла.дшей группе, ста.вим небольшие спекта.кли, дра.ма.тиза.ции, ска.зки в которых ведущую роль исполняет воспита.тель. В возра.сте 2 - 3 лет ма.лыши живо интересуются игра.ми с куклой, их впеча.тляют небольшие сюжеты, пока.за.нные воспита.телем, они с удовольствием выра.жа.ют свои эмоции в двига.тельных обра.за.х-импровиза.циях под музыку.
В средней группе ребёнок поэтапно переходит:
- от забавы " для самого себя " к забаве, ориентированной на зрителя;
- от забавы, в которой основной - сам процесс, к забаве, где важны и процесс и результат;
Углубляется интерес к театрализовать забавам. Дети обучаются комбинировать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, применять пантомиму 2-х-четырёх действующих лицо.
В старшем возрасте в драматизации дети проявляют себя особенно эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации покоряет ребёнка гораздо крепче, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализовать деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
В процессе создания театрализовать представлений на основании музыкальных произведений для ребёнка открывается еще 1 сторона искусства, еще 1 способ самовыражения, при помощи которого он смочь стать непосредственный творцом. Театрализовать представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в цельном музыкальном воспитании ребёнка. Театрализовать забавы постоянно обрадовать детей, пользуются у они успехом.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, укрепляет эффект эмоционального влияния как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В это случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои напевают, пляшут. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную сочувственность на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать деяния сказок, знакомые литературные сюжеты.
Музыкальные сказки пользуются у детей большой любовью. С большим наслаждением дети перевоплощаются в того либо иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, сражаться со злобно и одолевать.
Февраль 2022