Конференции

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Лужнова Лилия Константиновна,
    Воспитатель,
    СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка
    Волжский район, Самарская область
    Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
    При поступлении в детский сад, все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Воспитателю необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.
    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными – как положительными, так и отрицательными – эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
    Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.
    Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.
    Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Еще одной особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияет на его психику и нервную систему.
    Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
    Психика ребенка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправлено выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому,что ему это нравиться.
    Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания, произнося которые пытается выражать свои желания, ощущения и потребности. По мере того как возрастают произносительные способности малыша, увеличивается и его умение понимать речьокружающих. И именно два этих связанных между умения – говорить и понимать речь – способствуют тому, что через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
    Для развития у ребенка речи я использую в своей работе следующие приемы: упражнения на развитие общей моторики; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковая гимнастика; упражнения на развития слуха и дыхания; артикуляционная гимнастика.
    Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлогая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движении рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. В первый раз можно показать упражнения и объяснить, как их делать. Во второй раз выполнить упражнения вместе с ребенком, называя при этом свои действия. На третий раз предложить ребенку выполнить это задание самостоятельно, без своего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Начинать нужно с простых инструкций: Пройти прямо от стола к двери; Обойди вокруг стула; Встань на скамейку и так далее...
    Нужно внимательно наблюдать, как ребенок выполняет данные ему инструкции. Когда ребенок научится управлять своими движениями, переходим к более сложным движения. Здесь уже включаются подвижные игры (речь с движениями). Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живость, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру. Например:
    Ручки подняли
    Дети поднимают руки вверх и
    И покачали -
    качают ими вправо и влево.
    Это деревья в лесу.
    Ручки согнули Согнуть руки и потрясти кистями
    Кисти встряхнули –
    Ветер срывает листву.
    В сторону ручки Расставить руки в стороны и помахать
    Плавно помашут – ими
    Это к нам птички летят.
    Как они сядут Присесть и сложить руки сзади
    Тоже покажем –
    Крылья сложили назад.
    Большое значение в развитие ребенка имеют игры с различными предметами, например: мячи,кубики, кольца. Начинать нужно с больших размеров и постепенно доходить до маленьких. Игру с кубиками начинаем с простых образцов: дом, башенка, дорожка. Постепенно уменьшаем размеры кубиков и усложняем задание: ворота, забор, лесенка. Обязательно приучаем малыша складывать кубики в коробку. Это вырабатывает не только привычку к порядку, но и умение располагать предметы в определенной последовательности. Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Можно предложить укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд – желтые, второй – зеленые и так далее. Эти игры позволяют закреплять с детьми цвет, форму, величину. Когда ребенок уже хорошо строит из кубиков, можно переходить к построениям на плоскостных поверхностям – ковролин, фланелеграф. На ковролине можно выкладывать различные узоры, коврики. Нужно стараться, чтобы ребенок сам выкладывал рисунок по вашему подобию. Ребенок, выполняя мои инструкции, развивает свое речевое внимание, усваивает название геометрических фигур, учится ориентироваться в пространстве. Начинать нужно с фигурок одного цвета, формы, величины, потом постепенно усложняем задание, добавляем уже количество форм, затем цветов и величины. Игры могут быть различные по теме и содержанию, например: «Каждому – свой домик», «Кто самый высокий?», «Где самая длинная ступенька?» и так далее.
    «Волшебный мешочек» - эта игра развивает у ребенка зрительное внимание и свою способность узнавать предметы на ощупь.
    Мозайка, конструктор, разрезные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук.
    Важное значение в работе с детьми для тренировки рук имеет шнуровка. Шнуровать можно сапоги, платья и так далее. Шнурки можно использовать по-разному: вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и учить ребенка нанизывать их на шнурок. Сначала начинаем с простого, а затем постепенно задачу усложняем.
    Так же хорошо для тренировки рук использовать пуговицы. Сначала можно попросить ребенка просто посмотреть на пуговицы, потрогать уками. Чтобы ребенку было интересно, для игры я беру очень интересные поделки, например: клоун, машина, дерево с фруктами, волшебный цветок и так далее. Ребенок с удовольствием будет пристегивать и отстегивать разные детали.
    Формирование речевых областей совершается под влиянием кинитетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
    Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Начинать нужно с самых простых упражнений, например: Сжать и разжать кулачок; похлопать в ладошки и так далее.
    Когда ребенок хорошо усвоил и правильно выполняет мои указания, я перехожу к более сложным упражнениям. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, например:
    Этот пальчик – дедушка,
    Сгибать пальчики нужно начинать
    Этот пальчик – бабушка,
    большого пальца в кулак.
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я.
    Лучше всего пальчиковую гимнастику сопровождать веселыми стишками, чтобы ребенку было интереснее выполнять задание. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
    В речи ребенка третьего года жизни можно услышать почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Однако дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней части челюсти) еще недостаточно развита, для этого нужно тренировать язык. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего года жизни должны носить чисто подражательный характер. Начинать занятия нужно с самых простых упражнений, например: Открыть, закрыть рот; Показать широкий язык и так далее.
    Когда ребенок хорошо усвоит эти упражнения, можно переходить к более сложным. Лучше всего упражнениям давать интересные названия, например: «Вкусное варение» - облизать языком сначала верхнюю губу, а затем нижнюю; «Котенок лижет молоко» - быстро выбрасывать и втягивать язык и так далее...
    Чтобы малышу было интереснее выполнять все эти упражнения, можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки.
    Умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить вразумительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, ее нужно развивать. Лучше всего это делать в игрек, например: «Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Узнай по голосу» и так далее. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «З», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Чтобы вдох и выдох были правильными и сильными, я использую в своей работе игры и упражнения для развития речевого дыхания, например: «Подуй в окошечко», «Водичка», «Снежинки», «Мыльные пузыри» и так далее. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
    Увлекательная, веселая игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.
    Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и так далее.
    Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.
    С первых месяцев 2-го года жизни в играх детей преимущественно воспроизводятся ранее разученные действия. Затем они постепенно переносятся на другие предметы.
    Все эти так называемые отобразительные игры впрямую связаны с умственным развитием малыша, они оказывают самое положительное влияние на его жизнедеятельность. Следовательно, взрослым надо учитывать значение игр в развитии ребенка и уделять им серьезное внимание.
    Для организации таких игр нужны куклы, игрушечные зверюшки – мишки, собачки, кошки, кукольная посуда средних и крупных размеров, лоскутков, платочки и так далее.
    Для подвижных игр необходимо машинки, тележки, а также бабочки, утята, то есть игрушки, которые можно водить на палочке, толкать перед собой, а став постарше, возит за веревочку за собой.
    Очень полезны обручи. Большие – для пролизания и перешагивания, и поменьше, чтобы катать, как кольцо-серсо. Мячи разных размеров, шары – их можно катать, бросать, закидывать в ящики и корзины, куда так интересно залезать самому.
    Возрастные особенности детей диктуют характер обстановки в игровой комнате.
    Дети до двух лет обычно играют тем, что им попадает на глаза, потому игрушки для них можно расставить по всей комнате, но компектами. Многообразие предметов, собранных в одном месте, рассеивает внимание, а выбирать нужно такие маленькие, как правило, еще не умеют.
    Роль воспитателя в этот период заключается в обучении ребенка действиям с игрушкой. Вот зайка. Он может «поплясать» в руке у взрослого, его можно спрятать, а потом найти, посадить на стульчик или уложить спать. И все это обязательно надо показать малышу, иначе он не будет знать, что делать с новой игрушкой. Она быстро станет для него неинтересной, наскучит ему.
    Все действия целесообразно сопровождать словами: сначала прямыми указаниями, потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.
    Чтобы пробудить интерес у детей к играм, создать соответствующий эмоциональный настрой, усложнить производимые с игрушкой действия, очень полезны игры-развлечения (инсценировки). Содержание игр-развлечений (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.
    Что требуется при этом малышу? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.
    Непосредственно после показа взрослым действий с игрушкой полезно предложить детям для игры те же самые предметы, чтобы малыши могли подражать тому, что только что видели, а затем переносить усвоенное в самостоятельные игры.
    Участие взрослого может сделать игру более продолжительной, интерес к ней более устойчивым, способы использования игрушек более разнообразными. Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дальнейший ход действий. Особая задача педагога – вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение. Такие игры-развлечения, как «Коза рогатая», «По узенькой дорожке», «Солнышко и дождик», «Воробышек и автомобиль», «Прятки», «Догонялки» и так далее, рекомендуется проводить ежедневно, совместно и индивидуально.
    Возможная тематика игр-развлечений с детьми раннего возраста: «Этот мальчик маму слушал»; «Заводные игрушки»; «Пальчики пляшут»; «Потешка «Баю – бай»; «Мой любимый мишка».
    Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве.
    Февраль 2022