Высшая школа делового администрирования
Конференции

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ С ТКАНЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ШИФОНОВАЯ РАДУГА» ДЕТЬМИ С ОВЗ

Бурлакова Вера Валериевна
Воспитатель
МБУ «Центр «Росток»
г. Йошкар –Ола, Республика Марий Эл
«Шифоновая радуга» детьми с ОВЗ
Что же такое «Шифоновая радуга»?
«Шифоновая радуга»- это оригинальный авторский конструктор для рисования тканью, который может использоваться в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на коррекционно-развивающих занятиях, в области использования эффективной инновационной педагогической технологии «Textil-fan» разработанный Т.Д.Фицнер и Е.Д.Файзулаевой работе с воспитанниками ДОУ.
Актуальность: Жизнь современных детей предельно насыщена, строго регламентирована и требует от них не только физических затрат, но и серьезных психологических и умственных усилий. С такими нагрузками психологическое и физическое состояние здоровья ребенка вызывает опасение, как у родителей, так и у специалистов детского сада. Ведь для сохранения здоровья ребенку необходимо наслаждение интересными делами, играми и впечатлениями, чем больше впечатлений, тем шире интересы, любознательнее и активнее ребенок.
Каждый год в детский сад приходит все больше детей с особенностями развития, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевом развитии.
Такие дети меньше удивляются, восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Перед этим встает проблема, как помочь детям научится творить, фантазировать и при этом стать инициативными, самостоятельными, умеющими адаптироваться в окружающем социуме. Включение в образовательную работу тканевых материалов является актуальным для работы детьми с ОВЗ.
Целью технологии в работе является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Авторская Арт-методика «Альтернативное рисование с тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» направлена на решение ряда задач в работе с детьми ОВЗ:
- развитие «ручной умелости» ребенка посредством овладения разными способами манипуляции с тканью;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения;
- освоение способов конструирования;
-развитие восприятия цвета и исследование сочетаний цветов;
- планирование работы и доведение ее до получения конкретного «продукта» в процессе совместной деятельности;
- развитие коммуникативных умений;
-развитие ориентировки в пространстве;
-развитие речи, обогащение словарного запас.
Для рисования тканью необходимо иметь полотно-основу молочного цвета, бязь, которая не дает скользить шифону, набор шифоновых полотен, корзину или короб.
Создание «Шифоновых картин» возможна с использованием разных АРТ-ТехНИк…. Это:
«Рисование кляксами» «Лоскутное одея-ло» «Разноцветные шарики»
«Рисование полосками» «Дождик, дож-дик, веселей»
«Рисование кругами» «Клубочки для котят»
«Рисование спиральками» «Воздушный змей», «Ручейки»
«Рисование треугольниками» «Елочка»
«Рисование квадратами» «Домик»
В работе с «Шифоновым конструктором» выделяет следующие методы и приёмы: Это:
-скручивание;
-складывание;
-сжимание
Работа с конструктором для рисования с тканью делится на 3 этапа.
1 этап: Вводный.
Вовлечение детей в совместную деятельность. Обсуждение темы. Выбор цветовой палитры.
2 этап: продуктивный, выполнение игровых упражнений.
3 этап: рефлексивный, созерцание результатов совместной деятельности.
Работа по внедрению данной методики проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в группе с ЗПР, где игры проводились ежедневно и были включены в образовательный процесс. Игры- упражнения, которые проводятся на 1 этапе работы, где педагог мотивирует детей на совместную работу, заинтересовывая детей. Игры «Ку-Ку», «Кто за платочком», «Браслет», «Кулак – проглот» направлены на установление мягкого контакта детьми с ОВЗ посредством тканевого лоскутка.
Далее дети учатся манипулировать лоскутками. На данном этапе дети повторяют действия взрослого с использованием речевого сопровождения, знакомятся с техникой рисования кругами, полосками. Они рисуют солнышко, домик, цветы и т.д.
В дальнейшем осуществляется составление картины группой детей под руководством взрослого. При этом используются простые техники складывания, скручивания ткани, совместное рисование взрослого по образцу его действия, сопровождаемый речью. Дети выкладывают кусочки ткани на полотне основе в соответствии с образом действий взрослого.
По итогу использования инновационной технологии в педагогический процесс проведены цикл занятий:
-«В гости к солнышку», «Нарядная елочка», «Цветы для мамы», «Разноцветная радуга», «Одуванчики в траве» и т.д.
-консультации для родителей и педагогов «Использование технологии «Шифоновый конструктор» в образовательном процессе с детьми ОВЗ»,
-обучающий мастер класс «Поиграем в лоскутки».
-Открытое занятие для КМО воспитателей коррекционных групп в дистанционном формате видео-просмотр «Альтернативное рисование с использованием тканевого конструктора «Как солнышко весне помогло».
На мой взгляд эту методику можно проводить не только детьми с ОВЗ, но и со всеми дошкольниками,усложняя поставленные задачи. По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что «Шифоновая радуга» не только способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию, но и помогает ребёнку полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, обогащать речь и свой внутренний мир, развивать наблюдательность. К тому же, здесь заложена колоссальная возможность творчески развиваться и взрослому, например, придумывать новые игры или интегрированные занятия.
Это пособие снимает эмоциональное напряжение, помогает развивать речевое дыхание, дает возможность детям творчески выразить себя. Открытость и безопасность делают пособие «Шифоновая радуга» доступным в работе и с детьми дошкольного возраста. А его мобильность и полуфункциональность позволяют использовать в разных направлениях развития детей дошкольного возраста.
Февраль 2022