Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бедокурова Анастасия Сергеевна,
учитель-логопед,
Зайцева Вероника Алексеевна,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 35,
г. Вологда
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Многолетние теоретические и практические исследования показывают, что согласованная работа педагога-психолога и учителя-логопеда в условиях общеобразовательного учреждения показывает устойчивые положительные результаты в коррекции нарушений сенсомоторной сферы, развитии речевых навыков и умений, социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня крайне актуальным является интерес различных специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии, его культурного становления в современном обществе.
Многочисленные методики, используемые в музыкальной терапии, предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. А появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления. Музыкальная терапия ― это целенаправленное применение музыки или её элементов в терапевтических целях. Направлениями терапевтического действия музыкотерапии являются:
эмоциональная активация, расширение и развитие эмоциональной сферы;
содействие развитию коммуникативных функций и навыков межличностного взаимодействия с акцентом на невербальные способы коммуникации;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие чувства коллективизма;
регулирующее влияние на психологический тонус;
повышение эстетических потребностей учащихся.
На сегодняшний момент существует множество различных подходов, используемых в психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Личные педагогические наблюдения позволили нам выделить наиболее приемлемый взгляд Карла Кенига к музыкальной терапии: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ученик должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Таким образом, сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают благоприятное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях жизни в целом.
В июне 2020 года педагог-психолог Зайцева В.А. прошла обучение по программе повышения квалификации «Основы музыкальной психотерапии». В октябре 2020 в МОУ "СОШ №35 имени летчика-космонавта Героя
Советского Союза П.И. Беляева»" на базе начальных классов, в которых ведется обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, был создан инклюзивный хор «Радуга» (руководители хора учитель-логопед Бедокурова А.С и педагог-психолог Зайцева В.А.). Основой построения интеграционных занятий являются методы и приемы
логоритмической работы и средств музыкотерапии. Занятия по логопедической ритмике включает в себя следующее: упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции, упражнения на развитие чувства темпа и ритма, пальчиковые игры, упражнения на развитие мышечного тонуса и другие. С целью коррекции психоэмоциональных состояний учащихся, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы нами активно используется вокалотерапия и элементы танцетерапии, как варианты музыкотерапии.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение средств музыкотерапии в работе педагога-психолога и учителя – логопеда повышает уровень развития эмоциональной сферы школьников, способствует созданию позитивного эмоционального климата в классе, укрепляет физическое и психологическое здоровье учащихся. Дети заряжаются положительными эмоциями, у них прививаются навыки расслабления при помощи музыки, что способствует коррекции психоэмоциональной сферы, а также развитию воображения, творческого восприятия.
Итогом совместной успешной работы специалистов, родителей и детей стала победа коллектива в Городском конкурсе среди учащихся с ОВЗ «Мир увлечений без ограничений» в номинации «Вокальное творчество» в феврале 2021года (г. Вологда), участие в фестивале музыкально-литературных композиций в рамках Межрегионального социокультурного проекта, посвященного Победе в Великой Отечественной войне в мае 2021 года (г.Москва).
Список литературы:
1.       Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
2.       Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
Февраль 2022