Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

Ковалева Наталия Ивановна,
воспитатель,
Самодурова Вера Алексеевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 141",
г. Воронеж

Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство,

как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.


Новые социально-экономические условия развития России требуют подъёма образовательных…учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития. Целостное развитие образовательного учреждения как сложной педагогической системы невозможно…без развития педагогов, их профессионализма…
Требования…к профессионализму педагогов всегда были высокими, а в настоящее время, в период модернизации образования, при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов, они многократно возрастают. В связи с этим, возникает…необходимость более тщательного исследования проблемы повышения профессионализма педагогических кадров.
Профессионализм понимается как качественная характеристика специалиста, свидетельствующая о высоком уровне…владения умениями, необходимыми для выполнения определенного вида…деятельности. Профессионализм предполагает…высокий уровень квалификации, то есть «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной…степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является…его важнейшей социально-экономической характеристикой» [3].
Некоторые учёные полагают, что профессионализм специалиста определяется степенью владения знаниями, умениями, навыками наряду со способностью производить новое [7].
Другие определяют профессионализм как «органический сплав знаний и умений, гарантирующий…получение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы, сформированную готовность относиться к своему делу как к совокупности задач, каждая из которых конкретна, требует достижения результата» [6].
В. Я. Синенко рассматривает профессионализм как результат процесса профессиональной подготовки, свидетельствующий о высоком уровне владения умениями, необходимыми для выполнения какой-либо работы [4].
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно…учиться и совершенствовать своё мастерство.
В современной науке существуют различные…точки зрения на профессионализм как таковой: …его понимают то - как способность к определенному виду деятельности, то - шире - как совокупность качеств человека.
Профессионализм педагога как ключевой фигуры системы образования определяет в значительной степени…развитие не только образования, но общества в целом.
Согласно Н. В. Кузьминой, профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая является мерой владения педагогом современными…средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. [2].
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В её…структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в…динамичном, развивающемся обществе невозможно…раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда…вытекает необходимость повышения…квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.
На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности педагога, но и особенности…окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных…условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с…инновационно-творческим мышлением, его профессиональную…компетентность.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному дошкольнику необходимо шагать в ногу…с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, консультант, руководитель проектов, педагог…с инновационным стилем мышления, …способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, …создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно – ориентированный…подход к ним.
Кроме того, инновационная…деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития.
Внедрение…инноваций в работу…образовательного…учреждения -… важнейшее условие совершенствования…и реформирования системы образования.
Создание и развитие инновационной образовательной среды строится на основе принципов: открытости (жизни; прогрессивным теориям, концепциям и идеям; личности и обществу); системности; …сотрудничества как внутри образовательного учреждения, так и во вне; непрерывности образования; корпоративности сообщества педагогов - инноваторов; единства функционирования…локальных и глобальных систем.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессионализма…педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- диссеминация собственного педагогического опыта.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать цель статьи: раскрыть…значение инновационной…деятельности в повышении профессионализма педагогов.
Деятельность, обеспечивающая превращение…идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Инновационная…деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) …своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких…результатов, получения нового знания, качественно…иной педагогической практики.
В связи с этим, становление…готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Инновационная деятельность педагога зависит:
·                    от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
o       личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
o       специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
·                    существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
o       финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
o       благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
o       помощь в получении информации об инновационных технологиях;
o       правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
В настоящее…время развитие образовательного учреждения не может быть осуществлено иначе, …чем через освоение нововведений, через инновационную деятельность.
Структура…может представлять собой совокупность…следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно,…всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов…инновационной деятельности… (заведующей, педагогов, воспитанников), определения целей нововведения, …преобразования целей в задачи, разработки содержания инновации.
Для реализации инновационной деятельности необходимы определённые условия, а именно:
·           нормативно-регламентирующие (создают правовые основы для осуществления инновационной деятельности);
·           перспективно-целевые… (обеспечивают направленность инновационной деятельности педагога в соответствии с объективно…возникающими противоречиями и потребностями детского сада);
·           потребностно - стимулирующие… (обеспечивают благоприятную материальную и психологическую…обстановку для внедрения инновационной работы);
·           коммуникативно-информационные (обеспечивают грамотность и безопасность субъектов…инновации и создают образовательную и координационную основу инновационной деятельности).
Инновационная деятельность в образовательном учреждении осуществляется через программу развития…совместно с организацией деятельности педагогического коллектива по реализации этой программы и контролем над её результатами. Функции программы развития заключаются в:
I. Формировании коллекции образовательных ресурсов.
II. Получении теоретических знаний и практических умений в области информационно-коммуникационные технологии и их постоянное обновление.
III. Формировании инфраструктуры для методической поддержки профессиональной деятельности педагогов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
IV. Развитии компетенций, связанных с формированием способности постоянного самообразования (новые условия профессиональной деятельности, успех в общественной жизни, научно-исследовательские потребности, конкурсы).
V. Создании информационно-методического банка (анализ основных умений педагогов, их запросы, потребности).
VI. Объединении информационных ресурсов в единое информационное пространство образовательного учреждения.
Внедрение инноваций в работу…образовательного учреждения создаёт условия для организации непрерывного образования педагогов и способствует высокому…уровню готовности педагогов к этой деятельности и профессиональной компетенции.
Под воздействием инноваций в педагогической…деятельности происходят изменения по следующим направлениям:
·           в качестве и содержании подготовки педагогов;
·           в развитии творческой инициативы педагогов;
·           в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания воспитанников;
·           в системе требований педагогического коллектива к работе методических объединений в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике;
·           в росте стремления педагогов к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.
Профессиональная деятельность…педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие…возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Конечно, характер…инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Главная цель…инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных…методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом…руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из…наиболее важных моментов является «разворачивание» среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно - педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание…условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.
Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить…новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести…педагога к кризису профессионального развития.
Наблюдения показывают, что для эффективного…обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:
1.     психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как..показывают исследования,..особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;
2.     переориентация всех институционализированных форм образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие…достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. …Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не…требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.
В процессе осуществления инновационной деятельности педагоги:
·           постоянно повышают свой уровень информационной культуры;
·           активно осваивают проектную и исследовательскую технологии, технологии интерактивного обучения;
·           учатся работать в творческом коллективе, сотрудничать с коллегами, детьми и их родителями;
·           постоянно занимаются самообразованием.
Педагоги становятся…более мобильными, у них развиваются навыки целеполагания, проектирования образовательной деятельности, анализа, рефлексии. Другими словами, повышается профессиональная компетентность педагогов.
Исходя из этого, в системе…образования возрастает необходимость в дальнейшем поддерживать инновационные инициативы педагогов, так как инновационная деятельность не только повышает профессионализм педагогов, но и способствует улучшению качества образования.
Результатом инновационной деятельности педагогического коллектива, помимо роста профессионализма, повышения квалификации педагогов станут научно-методические проекты, …отражающие направления инновационной деятельности конкретного образовательного учреждения.
Список литературы:
1.                   Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
2.                   Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» № 751.
3.                   Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл.ред В.В. Давыдов. -М.: Большая Советская энциклопедия, 1998. - 608 с.
4.                   Синенко, В. Я. Профессионализм учителя / В. Я. Синенко // Педагогика. -1999,-№5.-С. 45-51.
5.                   Синенко В.Я. Образовательный и воспитательный процессы как единое целое // Сибирский учитель. – 2015. – № 6 (103)
6.                   Синенко В.Я. Инновационное управление образованием как ключевой фактор роста его качества // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2016. – № 5. – с. 18-21
7.                   Турбовский, Я. Без профессионализма нет ответственности / Я. Турбо-вский // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 121-123.
8.                   Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход/ В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 27.
9.                   Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://newobruch.firo.ru/node/5226 (дата обращения 15.02.2022 г.)
Февраль 2022