Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИЛЬНЫХ ИГР

Федякова Евгения Валерьевна,
воспитатель МАДОУ детский сад 2,
ГО Красноуфимск
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством использования тактильных игр
Аннотация: одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста можно назвать тактильные игры. Ребенка не нужно принуждать к игре, он сам включается в нее и с интересом выполняет игровые действия, в процессе чего и развивает мелкую моторику. В данной статье мы приводим примеры тактильных игр, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Истоки способностей и дарований детей

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Актуальной проблемой в настоящее время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика- комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких манипуляций.
Как отмечается в ФГОС ДОО, а также целевых ориентирах освоения Программы, одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста можно назвать тактильные игры. Ребенка не нужно принуждать к игре, он сам включается в нее и с интересом выполняет игровые действия, в процессе чего и развивает мелкую моторику. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также: учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими; несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка; учат концентрации внимания, сосредоточению; развивают координацию движения, пространственное ориентирование; способствуют логическому мышлению.
Мелкую моторику рук развивают:
Игры с мелкими предметами. Ребёнку просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
§ мозаика;
§ пазлы;
§ конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Игры с крупами. также развивают тактильные ощущения. Например, упражнение «Искатель». Следует насыпать в ёмкость фасоль, на дне спрятать мелкие игрушки (например, из «Киндер-сюрпризов»).
В горшок насыпали фасоль,
И спрятали игрушек.
Теперь мы ручкой достаем
Забавненьких зверушек.
Благодаря подобранным стихотворениям ребёнок включается в игру и эмоционально откликается на происходящее.
Упражнения со счётными палочками. Это доступные материалы для развития мелкой моторики рук дошкольников. Упражнение «Силач». Воспитатель даёт ребёнку 10 палочек и предлагает ему высыпать их и снова взять в руку захватывающим движением.
Палочки бросаю,
Снова собираю,
Силу набираю,
Быстро вырастаю.
Также это могут быть рисунки, выложенные из палочек, например, «Ёжик», «Грибок», «Елочка», Ромашка» и другие.
Пальчиковые рисунки. Рисунки, созданные при помощи пальцев, не только получаются очень красивые, но ещё и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям раннего дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.
Массаж кистей и пальцев. Для ребенка раннего дошкольного возраста очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.
Игровой самомассаж. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Приведем примеры массажных приёмов:
Поглаживание. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
Растирание. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
В.Берестов
Разминание. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)
Вибрация. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного
пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню пел.
Э. Мошковская
«Пальчиковый бассейн»: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпается горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации тактильных ощущений.
Сенсорные коробки. Это серия игр, для которой нужны емкости: коробки, банки, ведерки, контейнеры. Главное, чтобы в эту емкость входила рука ребенка. В емкость насыпаются крупы, цветной рис, сухой фасоль, нарезанная бумага, мелкие бусины, макароны. Малышам разрешается копошиться руками, закапывать внутри мелкие игрушки, находить и доставать их.
Тактильные дорожки и тактильные досочки. Тактильные дорожки для пальчиков предназначены для «шагания» пальчиками по предметам из разных структур. На тактильных досочках размещаются материалы, различные по своей тактильной структуре- мех, шёлк, помпоны, деревянные мелкие предметы, шнуры, камешки и тд. Играя с данными пособиями, дети развивают свои тактильные ощущения, мелкую моторику, речь.
Манный поднос. Для игры понадобится поднос с бортиками или большое плоское блюдо, куда насыпана манная крупа. Ребенок может водить пальчиком, оставляя бороздки, строить (насыпать) горки.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребёнка ещё не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать.
Моторику рук также развивают:
- игры с природным материалом;
- игры с пластичными материалами: тесто, пластилин;
- игры с разнообразными деревянными и пластмассовыми пирамидками (принцип сбора предмета путем нанизывания фигур на стержни);
- игры с лентами, шнурками;
- игры с пуговицами;
- игры с прищепками;
- ниткотерапия;
Анализ практической деятельности показал, что тактильные игры позволяют педагогу эффективно организовать работу по формированию мелкой моторики рук у детей раннего возраста, что обуславливает решение задач, поставленных перед дошкольным образованием.
Библиографический список
1.         Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика: для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М: Издательство АСТ, 2020
2.         Асмолов, А.Г. Психология личности«культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для студ. высш. учеб. заведений,обучающихся по специальности «Психология» Текст. / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, Academia, 2007. - 526 с.
3.         Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2018
4.         Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина. – Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010
Февраль 2022