Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Бойченко Ольга Александровна,
воспитатель,
МКДОУ "Берёзка",
Иркутская область, г.Вихоревка
Одним из важных разделов работы детского сада является речевое воспитание детей, так как неуклонно растёт объём знаний, который нужно передать детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о полноценном формировании у них речи. Это условие успешного обучения. Поэтому воспитатель должен придавать большое значение развитию речи в целом и связной речи в частности. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребёнка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка, может свободно общаться, выражая свои мысли.
Использование наглядных моделей в образовательном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования и мнемотехники, как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Используя этот метод, воспитатель и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В связи с этим цель работы в данном направлении: создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.
Исходя из данной цели, определяются задачи:
1. Способствовать обучению последовательности, логичности, полноте и связности изложения; Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
2. Познакомить дошкольников с различными видами наглядного моделирования и возможностями его использования в практической деятельности.
3. Способствовать проявлению у воспитанников творческих способностей, самостоятельности и индивидуальности.
Исходя из вышесказанного в группе была создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Это объекты, непосредственно окружающие ребенка.
В группе созданы картотеки дидактических игр, стихов, загадок, сказок к мнемотаблицам, подобран дополнительный материал для работы с детьми по развитию связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники. По мере совершенствования умения пользоваться методом моделирования пополняется развивающая среда.
Прием наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного речевого высказывания, будь то пересказ, составление рассказа по картине и серии картин описательный рассказ, творческий рассказ.
Опыт работы с детьми позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитие связанной речи дошкольников. Это фрагментарное моделирование круги «Эйслера». Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов рекомендуется прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками или прозрачными фрагментами. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины или накрывая фрагментом, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора прямоугольника, который они открывают первым.
Также используются опорные таблицы - схемы для составления описательных рассказов (схема, несколько фото). Эти опорные таблицы представляют ребенку план рассказа о каком - либо предмете или действии. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, обращать внимание нужно на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому их вместе с детьми можно дополнять и уточнять.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети пробуют составлять рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих рассказах отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Дети с удовольствием и интересом составляют свои модели- описания.
Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
А самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть», тем самым дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование моделей в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ.
Но нужно отметить, что дети испытывают некоторые сложности, так как ещё трудно в силу возраста следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.
Использование метода моделирования помогает добиваться следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Конечно, методом моделирования не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это - прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в результате комплексной работы наблюдается стойкое улучшение речи воспитанников.
Февраль 2022