Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ДЛЯ 5 КЛАССА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Богданова Светлана Викторовна
учитель
МБОУ «ООШ №10»
г. Гурьевск, Кемеровская область – Кузбасс
Результаты освоения курса по выбору
При изучении курса «Занимательна математика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО формируются следующие результаты освоения курса:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Курс по выбору «Занимательная математика» направлен на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В результате изучения курса по выбору «Занимательная математика» у учащихся развивается логическое и математическое мышление, математическая интуиция, учащиеся получат представление о математических моделях; овладеют математическими рассуждениями; научатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладеют умениями решения учебных задач; получат представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты освоения курса по выбору «Занимательная математика» отражают:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
- оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
- решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
- применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
- решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах натуральных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
- использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
- выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
- сравнение чисел;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
- оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
- выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, решения и практических задач:
- решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик при принятии решений:
- решение простейших комбинаторных задач;
- умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
- оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
- выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
- использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
- решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
- выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Содержание курса по выбору с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Введение. Из истории математики. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма. Метрическая система мер в России, в Европе. Римская система счисления. Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные. Решение старинных задач.
Тема 2. Логические задачи. «Галерея числовых диковинок». Задачи-шутки. Числовые фокусы. Арифметические ребусы. Решение логических задач с помощью таблиц. Магические квадраты. Задачи со спичками. Задачи на размен монет. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам. Составление кроссвордов.
Тема 3. Текстовые задачи. Сюжетные задачи. Построение модели условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка). Решение задач на работу. Решение задач на покупки. Решение задач на движение.
Тема 4. Геометрические задачи. Рассказы о геометрии. Задачи на разрезание. Пентамино. Задачи на конструирование объектов. Танграм. Сотни фигур из семи частей. Паркеты.
Тема 5. Математика вокруг нас. Приемы быстрого счета. Математические игры. Математика и шифры. Геометрия вокруг нас. Геометрические экскурсии.
Форма организации курса по выбору «Занимательная математика» – кружок.
На занятиях курса по выбору «Занимательная математика» учащиеся решают нестандартные задачи, участвуют в математических квест-играх, геометрических экскурсиях, математических турнирах. При выполнении данных заданий используются такие виды деятельности учащихся как: смысловое чтение; рассуждения, доказательство, составление алгоритмов решения подобных задач; составление кроссвордов, сравнение, классифицирование, группировка, заключение выводов, конструирование, и др.,
Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Из истории математики

3

2

Логические задачи

14

3

Текстовые задачи

7

4

Геометрические задачи

6

5

Математика вокруг нас

4

Итого

34

Февраль 2022