Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тарасова Кристина Евгеньевна,
Педагог-психолог,
МАДОУ «ЦРР - Академия Крохи»,
Томский район, п. Зональная Станция.
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, значимость развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, психологические особенности, игра, театрализованная деятельность.
В системе дошкольного образования актуальной проблемой является эмоциональное развитие детей. Интеллектуальному развитию дошкольников всегда уделялось гораздо большее внимание, чем эмоциональному развитию. В настоящее время у детей старшего дошкольного развития наблюдаются такие проявления эмоциональной сферы, как агрессивность, тревожность, заниженная самооценка, преобладание отрицательных эмоций. Поэтому одним из важнейших направлений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение эмоционального благополучия детей в детском саду.
Дошкольное детство представляет собой большой отрезок жизни ребенка и продолжает этап раннего возраста в контексте общей сензитивности развития. Это важная ступень овладения социальными отношениями через общение с важными взрослыми, игру и общение со сверстниками [3].
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) идет интенсивное развитие ребенка, как физическое, так и психологическое. Данный возрастной этап является сензитивным для развития следующих познавательных процессов: внимание, мышление, воображение, память и восприятие [4].
Ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. К основным новообразованиям возраста относится развитие рефлексивного мышления, открытость в общении, формирование моральных оценок, появление интереса к рисованию и конструированию, а так же появление элементов учебной деятельности [5].
В структуре эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Е. И. Изотова выделяет следующие компоненты:
1. Аффективный компонент – это совокупность разных индивидуальных переживаний ребенка (чувства, базовые эмоции, социальные переживания);
2. Когнитивный компонент – это система представлений и знаний ребенка об эмоциях человека (сущность эмоций, причины их возникновения, способы выражения);
3. Реактивный компонент – способы непроизвольного эмоционального реагирования и возможность произвольной регуляции эмоциональных состояний [2].
Изучением эмоций детей занимались многие известные ученые: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Они утверждали, что положительные эмоции ребенка создают оптимальные условия для активизации деятельности мозга и стимулируют познание мира. Отрицательные эмоции заставляют избегать вредных воздействий, защищают ребенка. Но, чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику ребенка [1].
Существует множество средств и методов развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: сюжетно-ролевая игра, подвижные игры, трудовое воспитание, театрализованная деятельность, совместный досуг, арт-терапевтические методы (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, и другое). Остановимся детальнее на театрализованной деятельности.
Театрализованная игра для детей старшего дошкольного возраста является возможностью стать любым героем, побороть страхи, развивать уверенность в себе.
Е. Н. Юрчук отмечала, что театрализованная игра насыщена разнообразными эмоциями. Это позволяет ребенку обогащать собственный эмоциональный опыт. В театрализованной игре есть эмоциональный план, поэтому смысл игры заключается в переживаниях, значимых для ребенка. В результате этих переживаний в процессе театрализованной деятельности происходят преобразования аффективных тенденций, исходя из прошлого опыта ребенка. Обнаруживаются эмоциональные проявления ребенка в выбранной им роли, действий в игре и сюжетах [6].
Театрализованные игры достаточно эффективны в развитии коммуникативных навыков, мимики, памяти, воображения, речи, творческих способностей.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении может быть реализована через просмотр спектаклей, игры-драматизации, упражнения разной направленности, пальчиковую гимнастику, театральные этюды, разыгрывание стихотворений и сказок. В своей психолого-педагогической деятельности, я часто использую театрализованную игру. Остановимся подробнее на особенностях и видах театрализованной деятельности, используемой мной в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Пальчиковая гимнастика – для развития не только мелкой моторики, но и снижения тревожности и импульсивности, координации речи и движений, проявления творческих способностей детей («Вот такие», «Семья» - подбирается по тематике конкретного занятия).
2. Кукольный театр: перчаточный театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр живой куклы (маски), стендовый театр (ширма, лэпбук), театр на ложках, театр игрушек – для сюрпризных моментов и инсценировок («К нам в гости пришел», «На ферме», «Теремок», «Мои эмоции»).
3. Игры-драматизации – инсценирование сказок, стихотворений (снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков и взаимодействия детей друг с другом).
4. Сюжетно-ролевые (творческие) игры – развитие инициативности, игрового поведения, умения общаться и взаимодействовать друг с другом.
5. Дидактические игры (игры с правилами) – обучение основам мимики, развитие умения понимать свое настроение и закрепление умения распознавать эмоциональные состояния («Веер эмоций», «Когда я злюсь», «Вырази эмоцию»).
6. Психогимнастические упражнения – обучение вербальному и невербальному выражению эмоций для преодоления барьеров в самовыражении и общении, снятия мышечного и эмоционального напряжения (Этюды «Деревья», «Снеговик», «Солнечный день», «Котенок»).
Подводя итоги, следует отметить, что театрализованная деятельность имеет большое значение в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекция и развитие эмоциональной сферы способствует тому, что ребенок может регулировать свое поведение, избегать нежелательных поступков, связанных с мимолетными желаниями. Театрализованная игра способствует решению проблемных ситуаций, снижению негативных состояний (агрессивности, импульсивности, тревожности), неуверенности в себе, застенчивости, формированию опыта социальных навыков, позволяет всесторонне влиять на личность ребенка, развивать эмпатию и способы взаимодействия в различных ситуациях. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/ Калининград Ун-т.- Калининград, 2000. – 572 с.
2. Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников [Текст] / Е. И. Изотова // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 8.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Стереотип, 2000. – 456 с.
4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000. – 342 с.
5. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2012. – 194 с.
6. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 228с.
Февраль 2022