Высшая школа делового администрирования
Конференции

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТИПОВЫХ ПРОГРАММАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Щербакова Юлия Васильевна
Преподаватель высшей категории
Златоустовского педагогического колледжа
Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Анализируя результаты многочисленных исследований педагогов - психологов, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:
1)разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
2)углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
3)развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
4)углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
5)совершенствование методов преподавания изобразительного искусства и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
6)разработка методики ведения занятий по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.
Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по изобразительному искусству.
В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением в инновационной работе учителей в рамках типовых программ по изобразительному искусству.
Открытие новых перспектив в изучении народного художественного творчества повлекло за собой увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.
В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. Поэтому, на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам «Изобразительное искусство» или «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному стандарту общего образования.
Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:
-                  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
-                  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
-                  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
-                  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура; основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
-                  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).
Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков.
Подробно изучается и анализируется тема учета особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству студентами Художественно-графического отделения Златоустовского педагогического колледжа в рамках МДК.01.01. Теоретические и методические основы преподавания ИЗО в общеобразовательных учреждениях.
Работа по изучению национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству строится не только на изучении теоретического материала, но и на активной апробации на практике, ведь город Златоуст дарит множество вариантов для выстраивания вектора деятельности в данном направлении.
Ежегодно студенты Златоустовского педагогического колледжа посещают мастерские художников города: Макарычева Александра Павловича и Поветкиной Татьяны Александровны. Не оставляет равнодушной студентов и мастерская Жарикова Владимира Павловича. Много впечатлений и полезных знаний для студентов Художественно-графического отделения приносят экскурсии в мастерские ЛиК.
Ведется тесная и плодотворная работа с Краеведческим музеем города Златоуст в плане ознакомления с историей города и творчеством местных художников. Студенты с удовольствием посещают выставки художников.
С большим азартом студенты принимают участие в городских творческих конкурсах и занимают призовые места. Одной из последних громких наших побед является победа на городском конкурсе на лучший эскиз художественного изделия гравюры на стали и холодного украшенного оружия. В 2021 году весь пьедестал победы завоевали студенты Златоустовского педагогического колледжа.
I место – Батурина Ирина, 211 группа
II место – Прибылова Ксения, 311 группа
III место – Уткина Ксения, 211 группа
Руководитель: Щербакова Юлия Васильевна
Победителям удалось привнести современное креативное решение в форму изделий и при этом передать в своих эскизах тонкие диковинные узоры Златоустовской гравюры.
Летняя практика – пленер позволяет по-новому взглянуть на родной город Златоуст, полюбоваться его красотами и рассмотреть каждый уголок малой родины.
В заключении можно отметить, что работа по изучению национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству ведется в колледже непрерывно и студенты постоянно знакомятся с ней изнутри, чтобы в дальнейшей своей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения суметь донести до детей все знания о родном городе Златоуст.

Февраль 2022