Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Левшина Надежда Петровна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 40
г. Белгород
Пономаренко Людмила Валентиновна
воспитатель
МБДОУ д/с № 40
г. Белгород
Лушпа Лидия Алексеевна
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 40
г. Белгорода
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Финансовая грамотность – это способность управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знания, позволяющие достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Финансовая грамотность - глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Поэтому одна из задач работы с дошкольниками – это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать
Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных проблем. Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
Как все-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
- в возрасте четырех лет происходит понимание операций обмена. После четырех лет ребенка очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
- в возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Начальный этап в обучении дошкольников начинается с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
- в возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Как все-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Необходимо с помощью игр, сказок, рассказов, а также практических занятий обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги;
- как планировать расходы;
- банковская карта и техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению.
В обучении дошкольников финансовой грамотности используются игровые и словесные методы обучения (беседа).
Игровые методы обучения. Достоинство их в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходит в организации:
- сюжетно-ролевых игр: «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин», «Собственные покупки»;
- игр-драматизаций «Муха-цокотуха», «Буратино», «Два жадных медвежонка»
- квест-игры: «Остров сокровищ», «Загадки гнома-эконома», «Страна экономики».
Словесные методы обучения. Словесные метод обучения позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними задачу, указать пути ее решения. Словесные методы должны сочетаться с наглядными, игровыми и практическими методами.
Формы словесного обучения:
- беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у ребенка смеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящается. В ходе беседы знания детей уточняются, обобщаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных умений и навыков: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять уже сказанное, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.
- тест. Тест – систематизированное задание по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков воспитанников – важное звено воспитательно-образовательного процесса.
Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей. Для сотрудничества с родителями, по данному направлению можно использовать анкетирование, консультации, беседы («Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность», родительские встречи в рамках «Родительской гостиной», дискуссия на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?», совместные детско-родительские проекты: «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет».
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. Ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Список использованной литературы:
1. Антонова Ю. В. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 55-56 с.
2. Белокашина С. В. Экономика для дошкольников. – Дошкольная педагогика 2009 г. №8 - 63 с.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. Учебное пособие: СПб., 2001. – 130 с.
4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.:АРКТИ, 2006. – 88 с.
5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.

Февраль 2022