Высшая школа делового администрирования
Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО СБОРА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДЕНЬ

Моисеева Ольга Сергеевна,
воспитатель
Игнатович Юлия Александровна,
воспитатель
МАДОУ детский сад № 13,
г. Томск

Современное российское образование претерпевает целый ряд фундаментальных изменений. В качестве выдвигаемых обществом требований к современному человеку признано воспитание, начиная с дошкольного возраста, таких качеств как индивидуальность, коммуникативность, креативность, мобильность, инициативность. Ключевым моментом в педагогической деятельности является организация образовательного процесса ориентированная на развитие разносторонней, активной и максимально самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Одним из таких процессов самоопределения ребенка является групповой сбор.
В самом широком понимании групповой сбор используется для того, чтобы дети в ситуации естественного социально – эмоционального общения со сверстниками и взрослыми имели возможность познавательного развития и формирования навыков понимания себя и других. Ребенок действует, получает знания и набирает опыт, формирует свое отношение к происходящему. Поэтому групповой сбор – это обмен опытом, применение знаний и умений, планирование индивидуальной и совместной деятельности на день.
Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Технология группового сбора помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс образовательных задач.
Перед началом группового сбора воспитатель оповещает детей различными способами. Способами оповещения могут быть: колокольчик, речёвка, стихотворение, музыка, песня, погремушка и т.д. Время и место группового сбора всегда должно быть постоянным. Как правило, это расположение у доски лицом друг к другу в любом порядке.
Групповой сбор делится на: утренний, итоговый, вечерний.
Утренний сбор имеет определенную структуру и последовательность, однако может меняться в зависимости от различных ситуаций (пожелания детей, новостей, событий и т.д.). Продолжительность утреннего сбора зависит от возрастных особенностей, инициативности и желания детей.
Утренний сбор начинается с приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным: в форме приветственного слова (здравствуйте, доброе утро и т.д.), четверостишия или короткой коммуникативной игры. Приветствие может произноситься каждым участником или коллективным проговариванием.
Следующий этап - обмен новостями - это один из самых любимых моментов утреннего сбора у детей и может занять продолжительное количество времени. По желанию можно ввести какие – либо правила, например: в первую очередь делится новостями ребенок, которого давно не было в группе.
Одним из важных моментов утреннего сбора является работа с календарем и счет, в процессе которых происходит общий обмен информацией, где проговаривается: время года, месяц, дата, день недели и т.д. Ведется подсчет мальчиков и девочек, сравнивание кого больше кого меньше.
Так же во время утреннего сбора выбирается тема проекта, которая чаще всего исходит от детей, меньше всего от взрослых, и конечно же от ситуации. Таким образом мы можем смело сказать, что ребенок не «объект», а «субъект» образовательного процесса. После выбора темы, необходимо выяснить, что дети знают об этом, с помощью модели трех вопросов «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?». Все идеи и высказывания записываются на специально подготовленном бланке. Педагоги совместно с детьми, фиксируют варианты и ответы детей. В подготовительной группе, дети сами могут написать свои варианты и идеи по проекту. Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.
Вся планируемая деятельность в центрах активности по выбранной теме отражается в «Детской паутинке», которая в течение всего проекта «заполняется» детьми самостоятельно. Дети сами реализовывают на листе бумаги свои мысли, действия, для дальнейшей работы в центрах активности.
Используемый метод интегрированного планирования позволяет всесторонне раскрыть избранную для работы с детьми тему, формировать у них гибкие и целостные представления о мире. И что важно – каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.
Завершающий элемент утреннего сбора - представление детям деятельности в центрах активности, в которых они будут заниматься, сделав свой выбор. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Педагог постоянно корректирует деятельность в зависимости от изменения интересов и образовательных потребностей детей. Поэтому ежедневное планирование воспитателя – «Ресурсный лист» - строится с учетом «Детской паутинки» и метода трех вопросов. Педагог самостоятельно распределяет выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события. Приоритет отдается свободной игровой деятельности детей.
Групповой сбор основан на принципах открытости, диалогичности и рефлективности. При организации процесса рефлексии, который реализуется на итоговом этапе группового сбора происходит демонстрация общих итогов работы детей в центрах, обобщение полученных результатов, насколько все получилось в соответствии с задуманным, что помогло, а что мешало в достижении цели. На этом этапе роль воспитателя заключается в том, чтобы стимулировать и поддерживать инициативы детей, обеспечивать комфортное конструктивно – деловое участие.
На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик, речевка и т.д.). Дети приносят все то, что они успели сделать (рисунки, поделки и т.д.), на местах остаются только те виды работ, которые невозможно принести. Каждый ребенок представляет свою работу, что он сделал, что у него получилось. Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы, количества продуктов деятельности. Так же воспитатель может подвести итог с детьми в центрах активности (если дети не закончили или сильно увлечены).
Вечерний сбор проводится в конце дня, в основном перед ужином. Дети так же собираются в круг, где в ходе совместной беседы подводятся итоги всего дня (что делали, что понравилось, что хотели бы сделать на следующий день).
В групповом сборе для ребенка раскрываются возможности для общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность сотрудничества, как с педагогом, так и с другими детьми, формируются основные компетентности: коммуникативная, социальная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая.

Март 2022