Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Харитонова Марина Александровна,
воспитатель
БДОУ СМР "Детский сад № 13",
г. Сокол, Вологодская область

Своё выступление хотелось бы начать со стихотворения:
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время сложная экологическая обстановка в мире приняларазрушающие масштабы. И если не произойдут изменения в сознании людей, жизнь человечества может прекратиться.
Поэтому экологическое образование нужно начинать с детства, когда в первые 7 лет закладываются 70% отношения к окружающему. Тем более, что экологическое воспитание – одна из составляющих личностного развития ребёнка на всех этапах его жизни.
Наблюдая за детьми можно увидеть, как они из любопытства отрывают насекомым крылья, разрезают дождевых червей, с равнодушием ломают ветки деревьев, рвут и тут же выбрасывают цветы, топчут газоны, безжалостно пинают животных. При этом они не оценивают свои поступки как проявление зла или жестокости.
Все это – пробелы воспитания, ведь взрослые вредят природе на глазах у детей, а те просто копируют их поведение. Поэтому сформировать бережное отношение к природе может взрослый, обладающий экологической культурой.
Тем более, что экологическое воспитание – это «целенаправленный, систематичный, планомерный педагогический процесс, который обеспечивают личностное ответственное отношение к природе».
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания дошкольников существует и связана с тем, что:
- педагоги не обладают экологической культурой, поэтому теория не совпадает с практикой;
- экологическое воспитание чаще носит ситуативный, а не системный характер из-за школяризации образовательного процесса;
- сокращаются живые встречи с природой из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране;
- развивающая среда групп не стимулирует устойчивой мотивации к экологической деятельности.
Поэтому актуальность экологического воспитания на современном этапе в том, чтобы это был целенаправленный педагогический процесс, основанный на совместной деятельности взрослых и детей. Так как именно познавательная активность эффективно влияет на личностное развитие ребёнка. Это отвечает как требованиям ФГОС, так и задачам Программы воспитания, где природа является главным компонентом всех её разделов.
Ведь экологическое воспитание формирует не только реалистическое понимание природы, но и патриотизм, трудолюбие, любознательность, логику, эмпатию, чувство прекрасного, ценностные ориентиры.
Поэтому для повышения экологической грамотности детей и родителей в нашей группе был разработан и реализован проект «В мире природы».
Его цель – развитие у детей осознанного интереса к природе, вовлечение их в совместную со взрослыми экологическую деятельность.
Проект был направлен на решение следующих задач:
1.         формирование у детей основных природоведческих представлений о живой и неживой природе;
2.         воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
3.         вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
4.         формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
5.         развитие исследовательских навыков в процессе экологического экспериментирования;
6.         стимулирование творчества при взаимодействии с природными объектами;
7.         создание деятельностной предметно-развивающей среды;
8.         повышение экологической грамотности у родителей.
Новизна проектного подхода к экологическому воспитанию в том, что:
1.         поэтапное усложнение заданий позволяет использовать материал на разных этапах обучения по системе «от простого к сложному»;
2.         практическая исследовательская деятельность интересна детям, а значит, и знания усваиваются быстрее;
3.         деятельностный подход к экологии делает результаты значимыми как для детей, так и для взрослых;
4.         яркие эмоциональные впечатления, полученные собственными усилиями остаются в памяти надолго;
5.         познавательную среду можно создать не только в детском саду, но и дома.
Практическая ценность воспитания через экологический проект в том, что:
1.         отбор содержания можно дополнять и варьировать в зависимости от уровня знаний и интересов детей, сезонных и местных природных явлений;
2.         взаимодействие детей с природой проходит через все образовательные области – это разучивание стихов, танцев, песен, рисование, конструирование и многое другое;
3.         результатом проекта всегда является личностный рост ребёнка, ведь изучение неизведанного и неопознанного – это его естественное состояние, которое ведёт к прочному усвоению знаний.
Наш проект «В мире природы» был долгосрочными проходил в три этапа.
Сначала мы собрали информацию о том, как обстоит ситуация с экологическим воспитанием детей в группе. Были проведены мероприятия:
- оценка знаний детей через тестовые задания «Живое-неживое», «Что где растёт», «Накорми животное» и др.;
- анкетирование родителей «Экология и дети», в ходе которого родителям предлагалось ответить на вопросы – Читаете ли Вы ребёнку книги о природе? Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к растениям? На какое место Вы бы поставили экологическое воспитание при подготовке ребёнка к школе? И т.д.
- мониторинг развивающей среды группы.
Анализ результатов 1 этапа показал, что у детей низкая экологическая компетентность, познавательная и мотивационная активность. Это подтверждает и опрос родителей, подавляющее большинство которых считает, что учить надо читать и считать, а познание природы происходит само собой. Основными качествами будущего ученика, они назвали сообразительность и самостоятельность, при этом формироваться они должны на занятиях, а не процессе знакомства с природой. Поэтому дальнейшие мероприятия были спланированы таким образом, чтобы придать экологическому воспитанию детей максимальный развивающий эффект как в детском саду, так и дома.
II этап – это собственно проектная деятельность, в ходе которой прошли следующие мероприятия.
1. Родительское собрание в форме интерактивной игры «Природа и я – верные друзья!», где взрослые не только познакомились с проектом, но и в ходе решения кейсов определили значимость экологического воспитания для дошкольников.
2. Была проведена акция «Покормите птиц зимой», когда дети вместе с родителями смастерили кормушки и развесили их не только в детском саду, но и у себя во дворах.
3. У нас в группе прошла мини-конференция «Мы в ответе за тех, кого приручили», на которой дети представили свои презентации о домашних питомцах, сделанные вместе с родителями;
4. Родители приняли участие в конкурсах плакатов «Красная книга Вологодской области», поделок из природного материала «Природа и фантазия», мини-огородов «Урожай на окне».
5. Вместе с детьми и родителями ежемесячно мы проводили рейды «Скорая экологическая помощь», в ходе которых убирали мусор, кормили бездомных животных, сажали деревья, раздавали памятки по охране природы.
6. Ежемесячно в группе выходил информационный журнал «Добрая книга о природе», который также составляли дети и родители, рассказывая о своих путешествиях, походах в лес, дачном отдыхе.
7. Наши родители сшили костюмы для спектакля «Как звери с детьми подружились», роли в котором исполнили дети.
8. Очень интересно прошли тематические недели «Мы – друзья природы», «Где живёт капелька воды», «Люблю берёзку русскую», где в мини-лабораториях мы с детьми ставили опыты и экспериментировали.
9. Наши дети приняли участие в конкурсах на различных уровнях «Мы дети природы», «Будьте природе другом», «Зелёная планета 2021» и др.
10. Детско-родительские исследовательские проекты «Собака бывает кусачей только от жизни собачей», пополнили развивающую среду группы.
11. Детям очень понравилось составлять экомакеты, потому что они не только смастерили пустыню, тундру, тайгу с их обитателями, но и смогли проиграть полученные знания по экологии.
12. В группе были созданы уголки природоведческой активности с дидактическими играми и пособиями для экспериментирования, такими как«Я – ветеринар», «Экологический патруль», «Зоологическая столовая», «Экотаблицы», «Лягушка ищет друзей» и др.
13. Было разработано методическое обеспечение по экологическому воспитанию - тематическое планирование занятий, экскурсий и наблюдений, картотека опытов и экспериментов в природе, медиатека презентаций «География для малышей», «Где живёт солнце», «Правила безопасности в природе» и др.
14. Для родителей мы разработали маршруты выходного дня, с воспитателями провели мастер-класс по изготовлению пособий по экологии.
Таким образом, на третьем этапе нашего проекта были получены хорошие результаты:
1.         дети стали победителями областных конкурсов «35 пернатых метров», «Эти забавные животные», «ЭКОмода», «Птичья столовая»;
2.         они стали больше интересоваться природой, задают много вопросов для установления причинно-следственных связей, делают замечания тем, кто ломает ветки деревьев, топчет насекомых, бросает мусор;
3.         родители организовали волонтёрское движение и собрали корма для животных, содержащихся в приюте г. Сокол;
4.         они отмечают, что если раньше за домашними питомцами ухаживали взрослые, то теперь дети стали их активными помощниками;
5.         из наблюдений за детьми видно, что они научились экономить воду, соблюдают правила безопасности на прогулках;
6.         экологическая среда группы стала победителем в конкурсе «Создание условий для развития познавательной активности у детей»;
7.         результаты проекта были представлены на областном семинаре «Инновации в экологическом воспитании дошкольников», а опыт работы по данной теме стал призёром конкурсов «Шаг в будущее», «Эколята - дошколята», «Учитель года – 2021»
В заключение хочется сказать, что экологическое воспитание может быть интересным как для детей, так и для родителей. Главное, чтобы эта деятельность была значимой и воздействовала на чувства и эмоции каждого. При правильном подходе к организации образовательного процесса вхождение в природу станет таким же естественной потребностью, как и получение знаний в других областях.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!

Март 2022